Екатеринбургская агломерация

Планомерная поэтапная смена моделей управления городской агломерацией раскрыла их преимущества для выполнения управленческих задач


Екатеринбургская агломерация
Планомерная поэтапная смена моделей управления городской агломерацией раскрыла их преимущества для выполнения управленческих задач

Одна из самых крупных и успешно управляемых городских агломераций в России –Екатеринбургская. По численности населения она занимает шестое место в России. Опыт управления этой агломерацией интересен удачным сочетанием разных моделей управления городской агломерации для разных этапов управленческих процессов ее развития

Соболев Александр Олегович, Ушакова Александра Павловна
15.04.2024
состав Екатеринбургской агломерации
Карта взаимного расположения населенных пунктов в составе Екатеринбургской агломерации. Красным обозначены районы, максимально приближенные к центру агломерации. Более отделанные районы обозначены желтым и голубым.

Разработчик схемы – Институт «Гипрогор». Источник - презентация принципов формирования Екатеринбургской агломерации.
Юридический состав агломерации

Изначально проект «Большой Екатеринбург» включал в себя пять городских округов – Екатеринбург, Среднеуральск, Верхнюю Пышму, Арамиль и Берёзовский.

Однако согласно Соглашению о взаимодействии муниципальных образований от 11 ноября 2020 года в состав Екатеринбургской агломерации входят 13 городских округов: Екатеринбургский, Арамильский, Белоярский, Березовский, Верхнее Дуброво, Верхняя Пышма, Дегтярск, Заречный, Первоуральск, Ревда, Среднеуральск, Сысертский, ЗАТО «Уральский»

Общая численность населения агломерации на 2021 год составляла 2 331 131 человек

История развития системы управления
I этап: 2015-2020 годы – разработка стратегической и градостроительной документации.

В этот период многие функции по управлению агломерацией выполняло Министерство строительства Свердловской области, организовавшее разработку Концепции развития Екатеринбургской агломерации и изменений в Схему территориального планирования Свердловской области.

Для обеспечения этих функций был принят региональный закон от 12.10.2015 № 111-ОЗ о перераспределении полномочий в сфере градостроительной деятельности[1], на основании которого определенные полномочия передавались от муниципалитетов региону. Полномочия перераспределяли на двенадцать лет, однако фактически уже через три года большая часть полномочий была возвращена на уровень муниципалитета, а через 6 лет полномочия был возвращены полностью - на основании Закона Свердловской области от 8 декабря 2021 года N 116-ОЗ

В этот период проект «Большой Екатеринбург» включал в себя пять городов – Екатеринбург, Среднеуральск, Верхнюю Пышму, Арамиль и Берёзовский.
II этап: 2020-настоящее время – реализация агломерационных проектов на основе межмуниципального сотрудничества с поддержкой региональных властей.

11 ноября 2020 года было заключено соглашение о взаимодействии муниципальных образований. Соглашение зафиксировало расширение состава Екатеринбургской агломерации – в ее состав вошли 14 муниципальных образований вместо прежних 5. Кроме того, были реформированы органы управления агломерацией: был Создан межмуниципальный Координационный совет.

В 2022 году Министерство экономического развития Российской Федерации выбрало Екатеринбургскую агломерацию одной из пилотных площадок, где будут разработаны долгосрочные планы социально-экономического развития городских агломераций до 2030 года.

Устройство системы управления
Модель управления

2015-2020 годы – «вертикальная модель управления» (прямое региональное управление).

Многие функции по управлению агломерацией выполняло Министерство строительства Свердловской области (организация разработки стратегической и градостроительной документации). Реализацию этих функций обеспечивало масштабное перераспределение полномочий в земельной и градостроительной сферах деятельности (в 2021 году полномочия были полностью возвращены на уровень муниципалитетов)

2020 - по настоящее время – «горизонтальная» модель управления (управление на основе межмуниципального сотрудничества с политической поддержкой региона)

Органы управления (с 2020 года)

1) Координационный совет Екатеринбургской городской агломерации – коллегиальный межмуниципальный орган, созданный в целях обеспечения согласованных действий органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Екатеринбургской городской агломерации. В состав входят 14 глав городов Екатеринбургской агломерации.

При Координационном совете создано 6 экспертных советов:
  • Совет по градостроительной деятельности
  • Совет по экономике
  • Транспортный совет
  • Совет по экологии
  • Совет по развитию инженерной инфраструктуры
  • Совет по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

2) Ассоциация муниципальных образований «Екатеринбургская городская агломерация» (создана 14 июня 2023 года). Планируется возложение на нее функций по текущему управлению реализацией агломерационных проектов

Система управления, основанная на системе экспертных советов или комиссий, работающих при Координационном совете, максимально учитывает сложность управления городской агломерацией и позволяет достичь реальных результатов одновременно в различных областях
2) Ассоциация муниципальных образований «Екатеринбургская городская агломерация» (создана 14 июня 2023 года). Планируется возложение на нее функций по текущему управлению реализацией агломерационных проектов

Позитивный опыт Екатеринбургской агломерации
Уникальной находкой специалистов Екатеринбургской агломерации стала поэтапная смена моделей управления городской агломерацией.

На первом этапе управление было централизовано в целях определения единой стратегии развития агломерации и обеспечения согласованности градостроительной документации. После достижения этой целей произошел переход к децентрализованному управлению – на основе межмуниципального сотрудничества.

По нашим наблюдениям, многие городские агломерации фактически придерживаются модели прямого регионального управления на этапе разработки первичной документации для создания городской агломерации.

Однако в Екатеринбургской агломерации этот важный управленческий этап был обеспечен кратковременным (на 3-6 лет) перераспределением полномочий в пользу региона.

Такое решение удачно с правовой точки зрения, поскольку позволяет разработать и принять необходимые документы стратегического и территориального планирования как «единый пакет документов». Для соблюдения интересов муниципальных образований при таком варианте разработки документации используется их участие в рабочих группах и непосредственные контакты с разработчиками.

Обращает на себя внимание, что поэтапное развитие системы управления Екатеринбургской агломерации было связано не с политическими факторами (такими, как отставка губернатора или главы города-ядра), а с этапами самой управленческой работы
Агломерационные проекты
Первый междугородный трамвай в России курсирует между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.

Фото Артём Мальгинов. transphoto.ru
Первый в России междугородний трамвай

31 августа 2022 года запущен первый в истории современной России междугородний трамвайный маршрут «Екатеринбург – Верхняя Пышма» Длина ветки – около 9 километров, на маршруте 14 остановок, курсируют 11 современных трамваев. За первый год работы пассажиры совершили 1,2 млн. поездок

Необычная для трамвая система оплаты проезда: маршрут разделен на два участка (соответствующих городам) и размер оплаты зависит от того, проехал ли пассажир оба участка или только один из них (причем стоимость проезда для первого участка и второго не совпадает). Это учитывает междугородний характер трамвая, но одновременно делает его более доступным для коротких поездок
  • Транспортно-логистический хаб
    Транспортно-логистический хаб «Екатеринбург» в районе посёлка Большое Седельниково – 11 ноября 2020 года подписано соглашение между 14 муниципальными образованиями Екатеринбургской агломерации и инвестором (Свердловская железная дорога), в 2023 году проводится проектирование. Подробнее
  • Наземное метро
    «Наземное метро» - в 2022 году подписано соглашение о создании Новокольцовского маршрута со Свердловской железной дорогой. В перспективе железнодорожное пассажирское сообщение охватит весь Екатеринбург и города-спутники. Общая длина Новокольцовской ветки «наземного метро» — 31 км, предполагается 15 остановок между станциями Екатеринбург-Сортировочный и Аэропорт Кольцово. В Академическом районе Екатеринбурга часть маршрута «наземного метро» пройдет под землей. Подробнее
  • Полигон ТБО
    Проект реконструкции полигона твердых коммунальных отходов «Северный» - первоначально планировалось расширение полигона, но в результате общественного протеста власти отказались от расширения полигона, планируется строительство нового полигона твердых коммунальных отходов «Екатеринбург-Юг». Подробнее
  • Изумрудный бор
    Проект комплексного освоения территорий «Изумрудный бор» рядом с трамвайной линией между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, запущенной в 2022 году. Проект предусматривает строительство 13 жилых кварталов, школы, детского сада, первые дома уже достроены. Подробнее


Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Екатеринбургской городской агломерацией
Правовые акты

Соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления в рамках развития Екатеринбургской городской агломерации от 11 ноября 2020 г. Текст соглашения в электронном виде не опубликован.

Закон Свердловской области от 12 октября 2015 года № 111-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области» – утратил силу на основании закона Свердловской области от 8 декабря 2021 года N 116-ОЗ.

Документы стратегического планирования
Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: утв. Законом Свердловской области от 15 декабря 2015 года. (цели и задачи относительно развития Екатеринбургской агломерации ставятся в параграфе 23).

Разрабатывается проект Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2035 года. (Цели и задачи в области развития Екатеринбургской агломерации ставятся в главе 5).

Схема территориального планирования Свердловской области: утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 31 августа 2009 года № 1000-ПП.

В 2021 году были внесены масштабные изменения и дополнения в Схему территориального планирования Свердловской области (объемом более 3600 страниц!), утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 20 мая 2021 года № 295-ПП. В этой версии документа есть объемный материал о развитии Екатеринбургской агломерации: Приложение 4 к материалам по обоснованию проекта «Общая характеристика Екатеринбургской агломерации. Сведения о стратегических и программных документах. Система расселения и градостроительные ограничения. Экономический потенциал».

Made on
Tilda