Способы финансирования агломерационных проектов

Какие варианты финансирования предусмотрены действующим законодательством и пригодны для агломерационных проектов?

Способы финансирования агломерационных проектов

Какие варианты финансирования предусмотрены действующим законодательством и пригодны для агломерационных проектов?

Автор материала: Лимбах Илья Владимирович

Понятие «агломерационный проект» не закреплено в федеральном законодательстве, однако активно применяется в региональных нормативных актах и в процессе управления городскими агломерациями.

В Законе Кемеровской области «О создании и развитии агломераций в Кемеровской области – Кузбассе» от 24.03.2022 данное понятие раскрывается следующим образом:
Агломерационные проекты – проекты (программы), предназначенные для совместного решения вопросов местного значения, исполнения отдельных переданных государственных полномочий и решения иных общественных задач на территории двух или более муниципальных образований, входящих в агломерацию.
Схожее определение дает Закон Томской области № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области» от 28.12.2022 г.

Для лучшего регулирования правоотношений в сфере агломераций необходимо закрепить единое понятие на уровне государства. Данное понятие лаконично смотрелось бы в проекте ФЗ «О городских агломерациях».

Способы финансирования агломерационных проектов

В современной практике применяются следующие способы финансирования агломерационных проектов:
  • государственная программа
  • горизонтальные субсидии
  • государственно-частное партнерство
  • инструменты федерального проекта «инфраструктурного меню»:
  • инфраструктурные облигации

  • инфраструктурные бюджетные кредиты

  • субсидирование процентной ставки по кредитам

  • реструктуризация бюджетных кредитов

  • предоставление средств Фонда национального благосостояния через Фонд развития территорий (ранее – Фонд ЖКХ)

  • Инфраструктурные кредиты государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»

  • Программа модернизации коммунальной инфраструктуры

  • Другие инструменты инфраструктурного меню
Перейдем к более подробному рассмотрению каждого из способов.

Государственная программа

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяет государственную программу следующим образом:
Государственная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Этапы реализации государственной (муниципальной) программы:
I этап. Формирование государственной (муниципальной) программы, которая разрабатывается в соответствии с целями и приоритетами, установленные стратегиями РФ и субъектов РФ. Внутри программа собирается из различных подпрограмм, целевых программ, ведомственных целевых программ, федеральных проектов, важной частью является паспорт программы, которые содержит основные сведения о конкретной программе.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством Российской Федерации в качестве ответственного исполнителя государственной программы, совместно с соисполнителями и участниками государственной программы.

II этап. Распределение субсидий между участниками программы. Субсидии выделяются из федерального или регионального бюджета и распределяются в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ[1] по реализации той или иной программы.


[1] Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»
Получателями субсидий на реализацию программных проектов становятся те регионы, которые являются экономически перспективными в ключевой для программы специализации, имеют положительные показатели демографического прогноза, солидный уровень расчетной бюджетной обеспеченности и которые соответствуют следующим условиям:
  • 1
    Заключение соглашения между ответственным исполнителем государственной (муниципальной) программы и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных (муниципальных) программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы;
  • 2
    Разработка плана на достижение показателей, предусмотренных программой, и разместили его в системе «Электронный бюджет»;
  • 3
    Наличие в законе о бюджете субъекта бюджетных ассигнований на исполнение софинасируемых из федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
  • 4
    Заключение соглашения в системе «Электронный бюджет» о предоставлении субсидий.
III этап. Реализация проектов
Управление реализации занимается куратор, назначаемый из числа заместителей председателя Правительства, и управляющий совет.

IV этап. Отчёт.
Отчёт составляется ответственным исполнителем государственной (муниципальной) программы, которые представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Примером использования данного метода финансирования агломерационных проектов в практике агломераций является строительство наземного метро в Екатеринбурге по программе «Мобильный город», в Краснодаре по госпрограмме «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» построен новый Яблоновский мост, в Ростове-на-Дону по Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России” - построен новый аэропорт «Платов».
Государственная программа
преимущества
недостатки
1.Высокое финансирование, например, на 2023 год выделено 1,114,463,655 рублей на реализацию гос программ
  1. Сложность оперативной оценки госпрограммы, т.е. невозможно оценить программу, прежде чем она будет достигнута

2.Неэффективное расходование средств:
  • поскольку деятельность исполнителей госпрограммы осуществляется по отдельным планам, но не в рамках госпрограммы, то есть их действия не всегда направлены на эффективный путь реализации госпрограмм,

  • а также для исполнителей установлена небольшая ответственность за неэффективную реализацию госпрограммы, что не мешает им отодвигать такие мероприятия на второй план.
2. Реализация приоритетных задач и целей РФ важных с точки зрения социально-экономической политики.
3.Некачественный и несвоевременный контроль за ходом реализации госпрограммы.
3.Прозрачность государственных расходов, поскольку все мероприятия по реализации программы, находятся на бумаге, утвержденной Правительством РФ
4.Сложность получения средств муниципалитетами, так как средства идут от федерального уровня и попадают муниципалитетам не на прямую, а через регионы.

С момента как наше государство перешло на бюджетирование, ориентированное на результат, появилось много перспективных и значимых проектов, однако неэффективность расходования бюджетных средств так и осталась, так как показатели, указанные в госпрограммах, тяжело спрогнозировать и порой они бывают избыточны.

Горизонтальные субсидии

Понятие горизонтальных субсидий содержится в Методических рекомендациях  Минфина по предоставлению «горизонтальных» субсидий на муниципальном уровне – это межбюджетный трансферт в форме субсидии, предоставляемый бюджету одного публично-­правового образования из бюджета другого публично-правового образования того же уровня бюджетной системы.

Горизонтальные субсидии – новый вид межбюджетных трансфертов, введенных в Бюджетный кодекс РФ в августе 2019 году. Этот механизм представляется очень удобным и выгодным для современной России, так как по всей территории создано множество межмуниципальных и межрегиональных ассоциаций и других объединений. Однако Бюджетный кодекс не даёт право всем регионам пользоваться этим способом. Такая способность будет только у «высокообеспеченных» регионов, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 10 % объема собственных доходов консолидированного бюджета региона или МО.
Такое ограничение установлено для субъектов с несбалансированным бюджетом, однако несбалансированность связана с показателями долга и дефицита бюджета, тяжело сказать, что бюджет региона или МО несбалансирован, так как объем дотаций ему составляет более 10% от консолидированного бюджета
Основными целями горизонтальных субсидий является:
  • софинансирование расходных обязательств при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов (полномочий органов местного самоуправления)

  • совместное развитие инфраструктуры на основе соглашения, заключённого между сторонами.
В качестве участников соглашения выступают местные администрации, если это межмуниципальное сотрудничество или высшие исполнительные органы субъекта РФ, если это межрегиональное сотрудничество. Само соглашение составляется на основе постановления Правительства от 06.02.2023 № 167 «Об утверждении общих требований к порядку заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры». Предоставление субсидий регулируется региональными законами субъектов-доноров или муниципальными актами представительных органов муниципалитетов-доноров.
Горизонтальные субсидии
преимущества
недостатки
Развитие межмуниципального сотрудничества
Могут использовать не все регионы и муниципальные образования, так как для них установлено ограничение, связанное с несбалансированностью бюджета.
Эффективность реализации проектов за счёт консолидации ресурсов муниципалитетов.
Недостаточная урегулированность данного механизма российским законодательством, поскольку открытой практики применения данного механизма отсутствует.
Механизм удобен для создания агломерации с децентрализованной моделью управления, в которой муниципалитеты имеют больше полномочий в сфере реализации агломерационных проектов.
Практическая сложность в достижении соглашения между участниками, т.е. определения, кто будет получателем, а кто донором.
Малая применяемость этого способа связана в большей степени с ограничением в 10% дотаций, что не позволяет большому числу регионов выступать в качестве доноров, однако этот механизм потенциально эффективен, поскольку консолидация ресурсов ведет к развитию.

Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в создании (проектировании, финансировании, строительстве/реконструкции) объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и/или техническом обслуживании в интересах публичной стороны.
Формы ГЧП:
  • 1
    Концессионное соглашение, отношения по которому регулируются  Федеральным законом «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.
  • 2
    Соглашение о государственно-частном партнерстве (или муниципально-частном партнерстве) в рамках Федерального закона от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
По концессионному соглашению[2] одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

[2] Часть 1 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.
В качестве объекта соглашения могут выступать автомобильные дороги, объекты теплоснабжения, объекты транспортной инфраструктуры, объекты образования, культуры, спорта и другие. Все эти объекты являются важными в процессе развития городской агломерации.

Доли финансирования объекта по концессии устанавливаются соглашением сторон.

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство[3] - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Круг выбора частного партнера ограничен. В качестве него не могут выступать унитарные лица, фонды и подконтрольные публичной власти организации. Основными объектами в данном соглашении выступают: транспорт, частные автомобильные дороги, аэропорты, объекты здравоохранения и образования и т.д.

Очень активно этот способ применяется в развитии Барнаульской агломерации. На его основе возводится новая инфраструктура, например вводятся новые объекты теплоснабжения на территории г. Барнаула (ссылка на проект) и т.д. В Челябинской агломерации (Большой Челябинск) с помощью ГЧП строится высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) между Челябинском и Екатеринбургом (ссылка на СМИ), которую планируют ввести в эксплуатацию в 2025 году.

[3] Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ГЧП
преимущества
недостатки
Привлечение финансовых и иных ресурсов в целях реализации проектов в кратчайшие сроки, на стадии реализации проекта
Цель проекта – финансовая значимость, а не социальное благополучие
Объединение частных и публичных ресурсов, способствующих более выгодному и эффективному способу реализации инфраструктурных проектов
Длительная и затратная стоимость инвестиционного конкурса для поиска инвесторов
Привлечение частных ресурсов, позволяет снизить нагрузку на бюджеты публично-правовых образований
Слабая гибкость контрактов. Длительный срок заключения контракта ГЧП может обусловить необходимость для сторон перезаключить контракт, поскольку может выясниться, что изначальное планирование оказалось не точным или даже ошибочным. За 10– 15–20 лет может измениться очень многое в обстоятельствах, существенно влияющих на условия контракта ГЧП и на возможность их соблюдения. Но такой пересмотр контракта ГЧП может привести к значительным финансовым потерям для государственного партнера или для партнера частного.
Непрерывность реализации проекта, т.е. здесь не нужно привлекать бюджетные трансферты от других публично-правовых образований для реализации проекта и ждать их получения, которое обычно затягивается.
Неравномерное распределение рисков.
В частности, в большинстве контрактов государственно-частного партнерства непредвиденные процедурные сложности и проблемы, обусловленные финансовыми дефицитами, возлагаются именно на государственный сектор.
Повышение качества предоставляемых услуг населению
Риск недобросовестности частного партнера.
В. Лихачев и М. Азанов отмечают, что «нельзя гарантировать, что частные партнеры будут действовать в соответствии с условиями договора, в особенности когда государственный сектор отдает существенную часть управления партнерством в руки частного партнерства, поэтому если государственный сектор уже связан схемой сотрудничества, он уязвим для любых возможных нечестных намерений со стороны частного партнера, ибо последний может воспользоваться возможностями государственного сектора»
Развитие взаимоотношений между публичной властью и частными инвесторами.
Для частного инвестора проблема определить будущую прибыль с реализации проекта


Инфраструктурные облигации

Инфраструктурные облигацииэто ценные бумаги, эмитентами которых являются специализированные общества проектного финансирования, размещаемые на бирже, цель которых является финансирование инфраструктурных объектов, по типу инженерные сети, дороги, детсады, школы, больницы, жильё и т.д.

Специализированное общество проектного финансирования[4] - это специализированное общество, 100 процентов акций которого принадлежит единому институту развития в жилищной сфере, определенному Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и специализированное общество, 100 процентов акций которого принадлежит иной организации, определенной Правительством Российской Федерации.

Оно выступает в этой цепочке получателем федеральных средств, который занимается финансированием инфраструктурных проектов на срок более 3 лет. Поручителем по инфраструктурным облигациям выступает ДОМ.РФ

Принятие решений относительно отбора проектов, которые могут финансироваться по такой технологии, входит в число компетенций Правительственной комиссии регионального развития. При этом непосредственный отбор инфраструктурных проектов осуществляет Межведомственная комиссия Минстроя.

Для развития инфраструктурных объектов специализированные общества предоставляют:

  • финансирование на основании соглашения о займе;

  • субсидирование для обеспечения финансами расходов специализированного общества, связанных с покрытием процентного дохода по облигациям;

  • гарантии региональных государственных органов по выполнению финансовых обязательств заёмщиков.

Данный инструмент отлично зарекомендовал себя в практике Самарско-Тольяттинской агломерации, благодаря нему планируется постройка транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Заем в размере ₽24,2 млрд потратят на сооружение дороги протяженностью 100 км, в составе которой будет мост через Волгу. Трасса позволит увести транзитный поток автомобилей в обход Тольятти, что улучшит качество жизни горожан и упростит передвижение между регионами России.

[4] Правила финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2459

Инфраструктурные облигации
преимущества
недостатки
Специально предназначены для создания инфраструктуры общественного назначения
Низкая доходность по облигациям
Стабильность и предсказуемость, поскольку крупные объекты инфраструктуры генерируют пусть и небольшую, но зато постоянную прибыль на протяжении многих десятилетий
Поскольку инфраструктурные проекты имеют высокое общественное значение, они подвержены административным и политическим рискам, что может сказываться на прибыльности, поскольку эмитентом в большинстве является государство, а бюджетных средств на реализацию проекта не всегда будет хватать.
Низкая волатильность, т.е. облигации не подвергнуты риску резкого падения или повышения цены

Инфраструктурные бюджетные кредиты


Инфраструктурный бюджетный кредит (ИБК) — это инструмент, направленный на развитие инфраструктуры в субъектах РФ за счет предоставления федеральных бюджетных средств под определенную ставку, на определенный срок.

Федеральные средства будут предоставляться на возвратной основе по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. Погашение кредита стартует с третьего года после его получения, что дополнительно снизит нагрузку на региональные бюджеты.

Предоставление кредита происходит в несколько этапов:

1. Подается заявка высшим должностным лицом субъекта с указанием инфраструктурных проектов и условий предоставления и погашения бюджетного кредита.
2. Конкурсный отбор проектов, который проводится на основе экспертизы Минстроя РФ и проверки президиума Правительственной комиссии по развитию регионов.
3. Подписывается соглашение региона с Минфин РФ и через Федеральное казначейство предоставляются средства.

Этот инструмент используются в Нижегородской агломерации. В СМИ отмечается: «для развития Нижегородской агломерации запланирована комплексная модернизация общественного транспорта. В частности, в текущем году 1 млрд рублей из предоставленных средств будет потрачен на выполнение работ по проектированию строительства метро. Как рассказал Марат Хуснуллин, Нижегородская область кроме заявки в рамках своего лимита представила дополнительные проекты, которые будут рассматриваться после 1 октября на конкурсной основе».

Инфраструктурный бюджетный кредит
преимущества
недостатки
Низкая ставка по кредиту (3%) и выплаты по нему начинаются с третьего года пользования.
Использовать могут только регионы с задолженностью менее 50%
Размер кредита может составлять от 100 млн до теоретически 70 млрд рублей, в зависимости от долговой нагрузки региона
Можно сделать вывод о том, что каждый способ имеет свои преимущества и недостатки, тяжело и практически невозможно реализовать намеченные цели и задачи одним способом, не обращаясь к другим. Необходимо оперировать всеми способами в должной мере, чтобы достичь максимального результата, поставленного перед участниками агломерации.
Made on
Tilda