Информационные системы на службе у городских агломераций

Какие возможности информационных систем упрощают управление городскими агломерациями?

Информационные системы на службе у городских агломераций

Какие возможности информационных систем упрощают управление городскими агломерациями?

Автор материала – Ушакова Александра Павловна
При управлении городской агломерацией возникает две типичные проблемы: согласование действий различных уровней публичной власти и сбор большого количества информации, не относящейся к единому объекту статистического учета.

В этом материале мы покажем, каким образом возможно снизить сложность решения этих проблем с помощью современных информационных систем. Уточним, что речь идет преимущественно об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), ведение которых является обязательным для субъектов РФ на основании статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.
Первоначальной функцией ИСОГД, имевшейся в виду при их создании в 2004 году, было накопление и выдача информации – такие системы должны были заменить градостроительный кадастр[1]. Однако за 20 лет стало возможным оснащение ИСОГД мощным аналитическим инструментарием, а также функциями автоматизации выполнения многих трудоемких рутинных операций[2]. Далеко не все регионы используют расширенные версии таких систем, поскольку это является добровольным. Тем не менее, такие системы используются в городе Москве, Приморском и Пермском крае, Самарской, Нижегородской, Сахалинской области и ряде других субъектов РФ.

[1] Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. (ответ на вопрос № 42). Меньшикова Е.П., Лола А.М., Лола У.А. Градостроительный кодекс и информационное обеспечение градостроительной деятельности // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли российской федерации в 2020 году. Т. 1. М.: РААСН, 2021. С. 297, 298.
[2] Широко известны такие программные продукты в данной области, как Geometa (разработчик – Gems Development, город Омск), GSEE (Geo Cad System Enterprise Edition, разработчик – Geo Cad, город Новосибирск), КИПРР (разработчик – ИТП «Град», город Омск) и другие.


Итак, какие функции могут быть полезными?


Сбор и анализ информации

Современные ИСОГД могут обрабатывать огромные массивы информации, получаемой из разных источников.

Самый простой случай – использование информации, содержащейся в самой ИСОГД. К примеру, ИСОГД могут отображать на карте выборочные группы объектов по запросу пользователя (создание тематических карт), делать выборки документов по запросу пользователя и предоставлять статистику их выдачи.


Однако в ряде случае системы способны использовать информацию, получаемую в результате аэрофотосъемки с применением беспилотных летательных аппаратов, обработки снимков в социальных сетях, данных камер видеонаблюдения, устройств геолокации и других.

К примеру, ГИС Кузбасс может отображать на карте все деревья в городе Кемерово с учетом роста и вида на основе снимков с беспилотных летательных аппаратов. Также система позволяет выявлять факты незаконных рубок в городе и пригороде.

А в Казани анализируется информация, полученная на основе снимков в социальны сетях. По словам Марии Бобылевой, одного из разработчиков системы
«Туристы и жители оставляют цифровой «след»: делают фотографии в различных городских локациях и загружают их в социальные сети. Эти данные можно анализировать, чтобы определить какие места в городе пользуются популярностью».
Беспрецедентные возможности для управления городом предоставляют развитие геолокационных сервисов, фиксирующих в реальном времени местоположение и передвижение различных устройств (автомобили, сотовые телефоны, специализированные датчики и др.).


Наибольшее распространение такие системы получили в сфере транспорта: системы позволяют в реальном времени отслеживать наличие пробок, местоположение городского общественного транспорта и такси. Полученные данные используются не только диспетчерами, но и самими пассажирами через специализированные приложения[3]. Тематические разделы некоторых ИСОГД позволяет аккумулировать подобную информацию. На ее основе искусственный интеллект выявляет наиболее аварийные участки дорог, факты дефицита парковок, реальную востребованность маршрутов общественного транспорта и многие другие данные.


Но имеются и иные, весьма перспективные направления применения геолокационных технологий. С их помощью стало возможным, к примеру, выявлять, из каких районов в какие школы и детские секции родители возят своих детей (исходя из данных о местоположении мобильных телефонов). Аналогично можно оценить реальный объем использования многих других объектов социальной инфраструктуры.

[3] Датьев И.О., Шемякин А.С. Информационные системы для извлечения данных о перемещениях мобильных устройств // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 5. С. 46-63.
Визуализация

Функции визуализации позволяют отразить результаты анализа информации в визуальной форме. В случае с ИСОГД наиболее распространена визуализация путем создания тематической карты.
Визуализация обеспеченности детей школами в системе Geometa

Визуализация обеспеченности детей школами в системе Geometa. Зеленым система отображает дома, дети которых могут быть обеспечены местами в школе с соблюдением нормативов пешеходной доступности, желтым – обеспечены, но с нарушением нормативов пешеходной доступности, красным – не могут быть обеспечены (нехватка мест). Размер круга – рассчитанная системой численность населения каждого дома.


Информация о системе и фотография – Г. Пашнин. Городская аналитика. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры. Официальный сайт системы Geometa

Иногда функция визуализации позволяет создавать 3D-модели будущих объектов. Так, портал «Томск 3D», основанный на системе GSEE (Geo Cad System Enterprise Edition), способен смоделировать восприятие проектируемого здания из различных видовых точек. Такая функция используется для целей оценки влияния новых зданий на историческую среду города или для проектирования восстановления объектов исторического наследия[4].

[4] Коренев В.И. Использование цифровых технологий и 3D-моделирования в градостроительной деятельности (на примере города Томска) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 6. С. 79. Статью можно скачать здесь
Ландшафтно-визуальный анализ проектируемого для восстановления Троицкого собора на портале «Томск 3D»

Ландшафтно-визуальный анализ проектируемого для восстановления Троицкого собора и окружающей его современной архитектурной среды на портале «Томск 3D».


Фото – В.И. Коренев. Коренев В.И. Использование цифровых технологий и 3D-моделирования в градостроительной деятельности (на примере города Томска) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 6. С. 79. Статью можно скачать здесь

Упрощение процессов взаимодействия органов публичной власти

Несмотря на повсеместное использование системы ФГИС ТП (федеральная государственная информационная система территориального планирования), слаженная работа различных органов публичной власти все еще остается проблемной.

В 2022-2023 годах для улучшения межведомственного взаимодействия в Южно-Сахалинской и Владивостокской агломерациях была апробирована межведомственная платформа КИПРР (комплексный инфраструктурный план регионального развития)[6]. Целью ее разработки было устранение несогласованности документов стратегического, территориального и бюджетного планирования, на основе которых действуют разные органы публичной власти[7].

Принцип объединения информации в системе достаточно прост. Каждому объекту планирования присваивается уникальный идентификационный номер, что позволяет объединить информацию об объекте во всех видах документов – документах территориального и бюджетного планирования, разрешении на строительство, разрешении на ввод в эксплуатацию и др. Представители каждого органа могут увидеть на просматриваемой территории не только свои объекты, но и объекты, запланированные или построенные в результате работы других органов. Такой принцип работы позволяет объединить планирование и иную деятельность публичных органов, действующих на единой территории[8].

[6] Сазонова А.В. Комплексный инфраструктурный план регионального развития // Сайт ИТП «Град». ГИСОГД в регионах: новый механизм для градостроительства // Ardexpert.
[7] Береговских А.Н. КИПРР – это генплан, работающий каждый день // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2021 году. М.: РААСН, 2022. С. 178-179.
[8] Береговских А.Н. КИПРР – это генплан, работающий каждый день // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2021 году. М.: РААСН, 2022. С. 178-179;
Сазонова А.В. Комплексный инфраструктурный план регионального развития // Сайт ИТП «Град»

Взаимодействие с населением

Огромные массивы полезной информации можно получить непосредственно от населения. Особенно это касается использования общественных пространств, благоустройства, сведений о неубранном снеге или ямах на дорогах и так далее. Широко известна практика Подмосковья в части сбора такой информации с помощью портала «Добродел», куда приходят тысячи сообщений о ямах на дорогах и неубранных дворах. В Москве активно используется портал «Наш город», а в Южно-Сахалинске – портал «Сахалин Онлайн». Такие порталы сбора информации могут быть интегрированы с ИСОГД.


Еще одна потенциально полезная технология в этой области - «соучаствующее проектирование». В России эта технология чаще всего используется в целях проектирования общественных пространств (парки, скверы, площади, улицы и др.).

К примеру, в Томске работает интернет-портал «Томск-3D», где размещаются трехмерные модели предлагаемых проектов. Посетители портала имеют возможность ознакомиться с ними и подать свои замечания[9]. Интересная особенность – на портале отображается не только сам проект, но и трехмерная модель местности, где он будет размещен, что многократно упрощает его восприятие населением.

[9] Коренев В.И. Использование цифровых технологий и 3D-моделирования в градостроительной деятельности (на примере города Томска) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 6. С. 78-79. Статью можно скачать здесь

Автоматизация рутинных операций

Многие системы способны автоматизировать совершение рутинных операций, востребованных в процессе управления. Так, для городской агломерации важно согласование градостроительной документации, в том числе и всех ее изменений. Процесс сопоставления новой и старой версии документа может быть трудоемким. Современные системы могут автоматически выявлять изменения или обнаруживать топографические ошибки.

Во многих городах России стала уже обычной автоматическая выдача системой градостроительных планов земельных участков. Однако сейчас становится возможным автоматизация даже выдачи разрешений на строительство[10].

[10] Модернизация услуг и интеграция с КЦР // Geometa.
Made on
Tilda