Иркутская агломерация

Пример взаимосвязи управления городской агломерации и стабильности политики региона


Иркутская агломерация
Пример взаимосвязи управления городской агломерации и стабильности политики региона
Во многих градостроительных изданиях Иркутская агломерация приводится как классический пример «линейной агломерации» (группы населенных пунктов, сложившейся вдоль одной оси). Однако система ее органов управления складывается непросто.

Абсалямова Наталья Александровна, Ушакова Александра Павловна
15.04.2024
три варианта границ Иркутской агломерации
На карте представлены три варианта границ Иркутской агломерации. Красным цветом выделены границы, соответствующие Комплексной программе развития транспортной инфраструктуры 2016 года. Фото
Границы Иркутской агломерации в разных документах не совпадают, они были определены исходя из различных критериев. Это отразилось на юридическом составе агломерации.

Так, согласно Схеме территориального планирования Иркутской области 2012 года в состав агломерации входило 5 муниципальных образований: Городские округа Иркутск и Ангарск и муниципальные районы Иркутский, Шелеховский и Слюдянский.

Исходя из Комплексной программы развития транспортной инфраструктуры 2016 года в состав Иркутской агломерации входят 4 муниципальных образования: городские округа Иркутск и Ангарск, муниципальные районы Иркутский и Шелеховский (эти границы обозначены на карте красным). Именно эти границы можно принимать в качестве базовых, поскольку управление Иркутской агломерацией в настоящий момент осуществляется только в контексте национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В 2022 году была принята Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2035 года, согласно которой в состав агломерации входит 8 муниципальных образований: городские округа Иркутск, Ангарск, и Усолье-Сибирское, а также Иркутский, Слюдянский, Шелеховский и Усольский муниципальные районы. Пока сведений о наличии специальных управленческих мероприятий в этих широких границах нет.

Численность населения Иркутской агломерации составила 1 071 971 человек (для состава из 4 муниципальных образований, на 2021 год)

История развития системы управления

I этап (2006-2008 годы) – активная политическая дискуссия и градостроительные проекты.

В 2006 году Губернатор Иркутской области А.Г.Тишанин озвучил идею объединения трех, близко расположенных друг к другу городов – Иркутска, Ангарска и Шелехова, в один мегаполис Большой Иркутск. Оператором проекта был назначен Фонд регионального развития Иркутской области (действовал с 2006 до 2010 года).

В 2006 была разработана концепция развития Иркутской агломерации (разработчик – Ленгипрогор). В 2007-2008 активно обсуждалась схема территориального планирования, подготовленная Фондом регионального развития Иркутской области.

Наиболее активно обсуждаемым проектом в рамках агломерации был проект строительства нового аэропорта вне черты города Иркутска (реализован не был).
Иркутск – один из первых региональных центров, в котором начали обсуждать идею агломерации. Это связано не только с политической причиной, но и с длительным фактическим наличием агломерации.
II этап (2008-2014 годы) – отказ от идеи агломерации.

После ухода в отставку в 2008 губернатора А.Г. Тишанина проект Большого Иркутска был надолго остановлен. В 2012 году идея возвращения к проекту обсуждалась, но не была поддержана губернатором С.В. Ерощенко.

III этап (2014-2017 годы) – попытка возрождения идеи создания агломерации.

В 2016 году главный архитектор Иркутской области представила проект развития Иркутской агломерации «Байкальский луч». Проект поддержал первый заместитель губернатора – Председатель Правительства Иркутской области А.С. Битаров. Были внесены изменения в схему территориального планирования Иркутской области. Однако в дальнейшем проект агломерации «Байкальский луч» активного развития не имел.

Была разработана Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Иркутской агломерации (утв. в декабре 2016 года). Однако уже через несколько месяцев, в марте 2017 году данная программа была отменена, а новая не была принята. Тем не менее, на официальной сайте Иркутской области представлена официальная информация о ходе реализации программы за 2017 и 2018 год.
 IV этап (2018 год – по настоящее время) – транспортная агломерация

С 2018 года Иркутская агломерация обсуждается только в контексте развития транспорта и транспортной инфраструктуры и реализации приоритетного национального проекта «Безопасные и качественные дороги[1]». Управлением занимается Министерство Транспорта Иркутской области и органы местного самоуправления входящих в агломерацию муниципальных образований.

История Иркутской агломерации – яркий пример, иллюстрирующий, насколько сильно процесс первичного формирования органов управления агломерацией зависит от личной позиции губернатора и от политической стабильности на региональном уровне (об отсутствии такой стабильности говорит следующий факт: с момента ухода Б.А. Говорина в 2005 году в Иркутской области сменилось 7 губернаторов, ни один из них не работал более одного срока).

[1] многочисленные публикации на сайте irkobl.ru, раздел «Новости», а также послания Губернатора Законодательному собранию Иркутской области.
История Иркутской агломерации – яркий пример, иллюстрирующий,насколько сильно процесс первичного формирования органов управления агломерацией зависит от личной позиции губернатора и от политической стабильности на региональном уровне
Устройство системы управления
Модель системы управления

В настоящее время специализированная система управления Иркутской агломерацией не сформирована. Активность региональных органов власти в транспортно-дорожной сфере не повлекла юридического закрепления особого устройства системы управления.

Факт перераспределения отдельных земельных полномочий не говорит о формировании «вертикальной» модели управления, так как перераспределен очень узкий круг полномочий, связанных с управлением агломерацией. При этом, транспортные и дорожные полномочия не затронуты (а именно в этой области с 2016 года наиболее активны региональные органы в контексте агломерации).
Специализированные органы управления Иркутской агломерацией в настоящий момент отсутствуют.

В 2006-2008 годы оператором проекта Иркутской агломерации был «Фонд регионального развития Иркутской области». После 2008 года функции оператора проекта были отменены, а в 2010 год Фонд был ликвидирован.

Общие органы управления.
В настоящее время большую часть работы, связанной с развитием Иркутской агломерации, выполняет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области в сотрудничестве с органами местного самоуправления входящих в агломерацию муниципальных образований (Иркутск, Ангарск, Иркутский район и Шелеховский район)


Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Иркутской городской агломерацией
Нормативно-правовые акты

Закон Иркутской области от 18 декабря 2014 года N 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области». Перераспределены полномочия по предоставлению земельных участков из неразграниченной государственной собственности и выдаче разрешений на использование земель без предоставления земельных участков. Полномочия переданы от органов местного самоуправления города Иркутска и Иркутского района. Скачать


Документы стратегического и транспортного планирования

Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года: утв. Законом Иркутской области от 10 января 2022 года № 15-ОЗ (раздел «Территориальное развитие», подраздел «Иркутская агломерация»). Скачать

Схема территориального планирования Иркутской области: утв. Постановлением правительства Иркутской области от 2 ноября 2012 год № 607-пп. Скачать

Государственная региональная программа Иркутской области «Программа комплексного развития Транспортной инфраструктуры Иркутской агломерации: утв. Распоряжением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2016 года № 808-рп – утратила силу всего через три месяца (31 марта 2017 года на основании Распоряжения Правительства Иркутской области от 31.03.2017 № 188-рп). Скачать

В 2022 году – ведется разработка нового документа транспортного планирования Иркутской агломерации (на стадии готовности технического задания).
Made on
Tilda