Возможно, причина подобного совмещения подходов связана со схожим совмещением, наблюдаемом в Стратегии пространственного развития РФ: в ней приводится классическое градостроительное определение городских агломераций, однако в дальнейшем по тексту Стратегии вопросы их развития рассматриваются уже преимущественно в экономическом контексте.
Первый риск совмещения подходов. Совмещение градостроительного и экономического понимания агломерации теоретически допустимо, однако
оно несет в себе серьезный управленческий риск: необходимо сбалансированно совместить способы управления городскими агломерациями как группой населенных пунктов со способами стимулирования экономического развития.
Важно «не потерять» задачу создания комфортного города при одновременном решении задачи ускорения экономического роста.
Чрезмерный упор на развитие экономики может повлечь утрату внимания к вопросам гармоничного совмещения разных видов активности в рамках ограниченного пространства, что влечет за собой усиление проблемы транспортных пробок, потерю зеленого пояса вокруг городов и нарастание социально-экономического отставания городов-спутников от города-ядра.
Второй риск совмещения подходов – сложности с определением понятия агломерации и, как следствие,
отсутствие чёткого подхода к определению границ агломерации.
Только градостроительный подход дает критерии для определения границ реально сложившейся агломерации (имеется широкая практика их применения и проведения специализированных изысканий). В противном случае границы агломерации будут определяться произвольно, без учета реально сложившихся взаимосвязей населенных пунктов.
Без четких критериев установления границ агломерацией можно назвать любые населенные пункты. К примеру, в СМИ имеется сообщение о планах создания агломерации между городами Иркутск, Улан-Удэ и Чита
[20] (от Иркутска до Улан-Удэ 8 часов езды на поезде, а до Читы 16,5 часов). Очевидно, что в данном случае речь идет о некой макрорегиональной экономической зоне, но вряд ли именно об агломерации.
Указанные риски нивелировались в управленческой практике успешных городских агломераций России
[21] путем разработки в тесной взаимосвязи двух стратегических документов: Концепции (или Стратегии) развития агломерации и Схемы территориального планирования агломерации (или изменений в Схему территориального планирования субъекта РФ).
В Концепции фиксируются границы агломерации, определяются основные агломерационные проекты и расположение территориальных кластеров, в Схеме – более точные границы, список объектов федерального, регионального и местного значения (необходимых для реализации агломерационных проектов), а также территориальные зоны, отражающие расположение кластеров. При этом, во всех изученных нами примерах разработки Концепции (стратегии) развития агломерации границы агломераций определялись по итогам специальных градостроительных изысканий.
[20] Иркутск, Улан-Удэ и Читу могут объединить в одну агломерацию // Babr24.Com. https://babr24.com/irk/?IDE=205321[21] По такому пути пошли Самарско-Тольяттинская агломерация, Саратовская агломерация, Челябинская агломерация, Агломерация «Горный Урал», Пермская агломерация, Барнаульская агломерация