Краснодарская агломерация

Самая быстрорастущая агломерация России сталкивается с уникальными вызовами. Можно ли добиться качественного управления развитием агломерации при ее расположении на границе двух регионов?


Краснодарская агломерация
Самая быстрорастущая агломерация России сталкивается с уникальными вызовами. Можно ли добиться качественного управления развитием агломерации при ее расположении на границе двух регионов?
Российские агломерации, не связанные с городами федерального значения, обычно располагаются на территории одного региона. Краснодарская агломерация – одно из немногих исключений (она расположена на территории Краснодарского края и Республики Адыгея). Опыт управления такими агломерациями представялет особый интерес.

Ушакова Александра Павловна
05.06.2024
состав Краснодарской агломерации
На карте город Краснодар обозначен цифрой 1. Видно, что город непосредственно граничит с двумя муниципальными образованиями республики Адыгея (цифры 5 и 6). Это обуславливает необходимость межрегионального сотрудничества для управления Краснодарской агломерацией. Фото: Википедия.
Юридический состав Краснодарской агломерации был закреплен в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Согласно этому документу в состав агломерации входит 7 муниципальных образований:

4 муниципальных образования в Краснодарском крае – городские округа Краснодар и Красный Ключ, а также Северский и Динской районы

3 муниципальных образования в Республике Адыгея – городской округ Адыгейск, Тахтамукайский и Теучежский районы

В силу ряда политических причин предложение Стратегии о широком составе агломерации осталось во многом нереализованным: фактически (в процессе управления) юридический состав ограничивается 4 муниципальными образованиями Краснодарского края.

Общая численность населения Краснодарской агломерации составляет 1 539 207 человек (на 2022 год)

Особенностью Краснодарской агломерации является стабильный существенный рост численности населения, что нехарактерно для нестоличных российских агломераций

Особенностью Краснодарской агломерации является стабильный существенный рост численности населения, что нехарактерно для нестоличных российских агломераций (население Краснодара возросло с 643 400 человек в 1999 году до 1 007 963 человека в 2019 году[1]. Это самая быстрорастущая по численности населения городская агломерация в России (опережает даже Московскую агломерацию)

Кроме того, здесь относительно высокая доля сельского населения агломерации (около 50 %), сельский характер пригородной зоны. В черте города Краснодара (не агломерации, а города-ядра) находится 28 сельских населенных пунктов[2].

[1] Тамов А.А., Родин А.В., Бабичев К.Н. Краснодарская агломерация: проблемы интеграции и связанности с учетом особенностей территориально-административного районирования Краснодарского края и Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Экономика. 2019. № 4. С. 62. Эта статья доступна здесь

[2] Лаврова Т.Г. Краснодарская городская агломерация: развитие и управление // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. № 5. С. 81. Эта статья доступна здесь

История развития системы управления
Начало процессу создания системы управления Краснодарской агломерации положила разработка Стратегии развития Краснодарского края (2016-2018 годы). Именно в этом документе были утверждены границы Краснодарской агломерации (в составе 7 муниципальных образований). Проект разрабатывал известный разработчик – Консорциум «Леонтьевский центр – AV Group». Леонтьевский центр разрабатывал первую в России региональную стратегию – Стратегию развития Санкт-Петербурга 1994 года. Эта организация во многом стала «первопроходцем» методологии стратегического планирования в России.

В феврале 2018 года губернатор региона Вениамин Иванович Кондратьев представил проект развития Краснодарской агломерации на Российском инвестиционном форуме. Было подписано соглашение о развитии агломерации между Краснодарским краем и Республикой Адыгея.

Судьба сотрудничества между Краснодарским краем и республикой Адыгея довольно сложная, поскольку между этими регионами исторически сложились напряженные отношения

Судьба сотрудничества между Краснодарским краем и республикой Адыгея довольно сложная, поскольку между этими регионами исторически сложились напряженные отношения. В 2000-х годах Адыгею хотели присоединить к Краснодарскому краю, что вызывало колоссальный протест. 20 лет спустя многие представители Адыгеи восприняли проект развития Краснодарской агломерации как поглощение земель Адыгеи Красноярским краем.

Не случайно в официальных выступлениях представителей Краснодарского края в 2022-2023 годы уже говорилось, что в Краснодарскую агломерацию входят 4 муниципальных образования - без муниципальных образований Республики Адыгея.

Основной пункт сотрудничества Краснодарского края и Республики Адыгея – строительство нового Яблоновского моста – был успешно реализован. Однако о развитии сотрудничества по другим направлениям сведений нет.

Следующим шагом для развития системы управления агломерации стала разработка нового генплана города Краснодара, учитывающего агломерационный сценарий его развития. В августе 2018 года был объявлен конкурс на разработку нового генерального плана. При этом большую часть средств на разработку нового генплана муниципалитет получил в качестве субсидии из бюджета Краснодарского края (130 из 140 млн. рублей). Новый генплан был принят в 2020 году.

Разработчиками генерального плана было предложено три концепции развития Краснодара – компактная, агломерационная и полицентрическая лучевая. На заседании общественного градостроительного совета при Губернаторе Краснодарского края в качестве основной выбрали агломерационную концепцию.

Далее региональные органы власти приступили к подготовке масштабных изменений в Схему территориального планирования Краснодарского края до 2011 года. Изменения были утверждены в 2022 году (Постановление Губернатора Краснодарского края от 30.12.2022 № 1053).
Важнейшим событием для Краснодарской агломерации стало ее включение в число пилотных проектов Минэкономразвития по апробации разработки долгосрочных планов городских агломераций (2022 год). Новый инструмент управления городскими агломерациями – долгосрочный план социально-экономического развития – подготавливается и реализуется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 31 мая 2022 года № 996.

Долгосрочный план развития Краснодарской агломерации уже разработан разработан и утвержден в декабре 2023 года. Подробнее об этом в СМИ

Устройство системы управления

Краснодарская агломерация находится на стадии разработки и утверждения первичной стратегической и градостроительной документации. Специальные органы управления агломерацией еще не сформированы.


По информации в СМИ разработкой долгосрочного плана социального-экономического развития агломерации занимается Министерство экономики Краснодарского края и администрации муниципалитетов, входящих в состав агломерации — Краснодар, Горячий Ключ, Динской и Северский районы.

За процесс разработки и утверждения градостроительной документации регионального уровня отвечает Департамент по Архитектуре и градостроительству  Краснодарского края, муниципального уровня – соответствующие подразделения Администраций Краснодара, Горячего Ключа, Динского и Северского районов.

Во многих регионах для управления городскими агломерациями используется перераспределение полномочий (полномочия передаются от муниципальных образований региону). Однако на территории Краснодарской агломерации такого не произошло – муниципалитеты реализуют полномочия самостоятельно.

Агломерационные проекты
Состав агломерационных проектов будет утвержден в составе Долгосрочного плана развития Краснодарской агломерации. Однако многие из реализованных ранее проектов можно с некоторой долей условности назвать агломерационными. Среди них:

Фото с открытия первых двух полос моста: официальный сайт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Строительство нового Яблоновского моста

Безусловно, это важнейший проект для развития агломерационных связей между населенными пунктами - со стороны Кубани и Адыгеи.

Движение по двум полосам из четырех открыли в июне 2023, полное открытие моста планируется в конце 2023 года.

Именно этот проект был главным предметом договоренности между Администрацией Краснодарского края и Правительством Республики Адыгея. Финансирование строительства моста осуществлялось на средства федерального и регионального бюджета. Средства федерального бюджета предоставлялись в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
  • Дальний Западный обход города Краснодара
    Запущен 15 июня 2023 году. Это четырехполосная магистраль протяженностью 52 километра, которая позволит перенаправить весь транзитный транспорт мимо краевой столицы. Автодорогу начали строить в декабре 2020 года. Здесь возвели 24 искусственных сооружения: мосты и путепроводы, сельскохозяйственные переезды, переустроили системы мелиорации. На пике строительства на объекте задействовали свыше 1200 специалистов, более 300 единиц техники. Подробнее
  • Реконструкция аэропорта Краснодар.
    Утверждена проектная документация, ведутся подготовительные работы к расширению аэропорта. Планируется расширение площади воздушной гавани больше чем в 6 раз — с 12 до 80 тысяч квадратных метров. Это позволит увеличить ежегодный пассажиропоток до 10 миллионов человек и создать свыше 700 новых рабочих мест. Проект реализуется за счет собственных средств инвестора - ГК «Аэродинамика». Подробнее
  • Индустриальный парк «Краснодар»
    Расположен в поселке Дорожный в 12 км от центра Краснодара. Введены в эксплуатацию два предприятия пищевой промышленности, строится еще несколько предприятий. Подробнее на официальном сайте
  • Мини-полис «Куб-А»
    Так назвали город-спутник Краснодара. Сейчас здесь ведется строительство, часть жилья уже введена в эксплуатацию. Соглашение о реализации проекта было заключено в 2013 году на Международном инвестиционном форуме «Сочи – 2013» между администрацией Краснодарского края, муниципальным образованием Ейский район и ООО «Дирекция СОТ». Проект состоит из 9 микрорайонов: семь из которых жилые и два производственно-коммерческих. На земельном участке площадью 758 га смогут разместиться 150 тыс. человек.

  • Развитие городского трамвайного транспорта.
    В 2022 году было подписано концессионное соглашение по развитию инфраструктуры городского трамвайного транспорта. В первую очередь будет инвестировано около 28 млрд руб., из которых 8 млрд руб. средства федерального бюджета. На эти деньги в этом году планируют построить 6,4 км путей, закупить 40 низкопольных трамваев. Информация в СМИ

Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Краснодарской городской агломерацией
Правовые акты
Соглашение между Краснодарским краем и Республикой Адыгея о создании Краснодарской агломерации – август 2018 года. Текст соглашения в интернете не опубликован. Информация о подписании


Документы стратегического планирования

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года: утв. Законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3930-КЗ. Скачать текст стратегии. Скачать презентацию положений стратегии.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодарской городской агломерации на 2018-2019 годы. Скачать

Генеральный план муниципального образования город Краснодар: утв. решением Городской Думы города Краснодара от 2 сентября 2020 года № 100 п. 1. Ссылка на сайт

Схема территориального планирования Краснодарского края: утв. Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 10 мая 2011 года № 438. Масштабные изменения в Схему в связи с развитием агломерации были внесены Постановлением Губернатора Краснодарского края от 30.12.2022 № 1053.

Долгосрочный план развития Краснодарской агломерации – сведения об утверждении


Made on
Tilda