Махачкалинская агломерация

Яркий пример судьбы агломерационной политики в ситуации частой смены руководителей на региональном и муниципальном уровне


Махачкалинская агломерация

Яркий пример судьбы агломерационной политики в ситуации частой смены руководителей на региональном и муниципальном уровне

История развития системы управления Махачкалинской агломерации представляет интерес для юристов и политологов как яркий пример судьбы агломерационной политики в ситуации политической нестабильности на региональном и муниципальном уровне.

Ушакова Александра Павловна
06.06.2024
Юридически в состав Махачкалинской агломерации входят 4 муниципальных образования:
  • городской округ с внутригородским делением Махачкала,
  • городской округ Каспийск,
  • два муниципальных района — Карабудахкентский и Кумторкалинский.

Состав агломерации утвержден в Схеме территориального планирования Республики Дагестан (от 2022 года).

состав Махачкалинской агломерации
Карта подготовлена институтом "Гипрогор" в рамках работы над Концепцией развития Махачкалинской агломерации 2015 года. Источник изображения: Сайт института Гипрогор
Географическое положение
Махачкала располагается на узкой полосе земли между горами и Каспийским морем. Это обстоятельство ограничивает рост города всего двумя направлениями. В силу этого город наступает на ближайшие районы, агломерация развивается по пути срастания населенных пунктов. Уже сейчас в состав городского округа с внутригородским делением помимо Махачкалы входят прилегающие 6 сёл и 8 поселков городского типа (здесь имеется в виду административное деление, а не муниципальное).

В контексте муниципального деления важен особый статус города Махачкалы: это городской округ с внутригородским делением. Внутри Махачкалы выделено три внутригородских района, имеющих собственную администрацию и бюджет: Кировский, Советский и Ленинский район. В настоящий момент в России существует всего три города с таким статусом: Махачкала, Челябинск и Самара

Общая численность населения Махачкалинской агломерации составляет 1 009 502 человек (на 2022 год, исходя из состава в 4 муниципальных образования)
Махачкалинская агломерация относится к быстро растущим. Прирост населения связан не только с миграцией населения из деревень в город, но и относительно высокой рождаемостью
История развития системы управления
Впервые краткое обоснование создания системы управления Махачкалинской агломерации было предложено в проекте Стратегии-2020 Республики Дагестан в 2008 году. Однако до 2013 года эта идея не имела серьезной поддержки среди властей. Тогдашний Президент Республики Дагестан М.М. Магомедов в публичных выступлениях вовсе не упоминал развитие агломерации. А действовавший на тот момент глава Махачкалы С.Д. Амиров придерживался мнения о необходимости присоединения близлежащих территорий к Махачкале.

I этап (2013-2017) Создание отдельных элементов системы управления агломерацией

Начало этапу положило назначение на должность врио главы Республики Дагестан Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова, поддержавшего идею юридического создания агломерации, а также смена главы Махачкалы. Произошедшая смена политических приоритетов ярко проявилась в словах нового главы Махачкалы М.Х. Рабаданова: «в нашем случае агломерация – это не объединение, а совместное проектирование городов, которое позволит увеличить темпы развития данных участков».

В августе 2013 года глава Дагестана Р.Г. Абдулатипов одобрил проведение международного конкурса на разработку концепции развития агломерации Махачкала-Каспийск. Конкурс стартовал в декабре 2013 года. Победителем конкурса стал институт градостроительства «Гипрогор».

Стоимость конкурса оценивалась в 50-80 миллионов рублей, для финансирования планировалось использовать средства фонда «Диаспора – сила Дагестана». Такой способ финансирования нетипичен для российских агломераций: в большинстве случаев подготовка подобной документации финансируется из бюджета региона или за счет средств региональных и муниципальных бюджетов.

22 мая 2015 года руководство Минстроя Республики Дагестан совместно с представителями Российского института градостроительства «Гипрогор» на Всероссийской конференции представили проект Махачкалинско-Каспийской агломерации. Проект был отобран Минэкономразвития РФ в качестве пилотного.

В рассматриваемый период произошло существенное обновление градостроительной документации на территории Махачкалинской агломерации. В августе 2013 года была принята новая Схема территориального планирования Республики Дагестан, а в 2016 году – утверждены новый генеральный план и Правила землепользования и застройки Махачкалы.
В 2015 году произошло еще одно событие, существенное для формирования системы управления Махачкалинской агломерации – муниципальная реформа в городе Махачкала. Город получил новый статус городского округа с внутримуниципальным делением.

В составе Махачкалы были выделены три внутригородских района, обладающие собственными органами управления и бюджетом. Специальным законом было проведено разграничение полномочий между городским округом и внутригородскими районами. Немаловажным было и распределение муниципального имущества между новыми муниципальными образованиями.

Таким образом, к концу рассматриваемого периода необходимый набор стратегической и градостроительной документации был принят. Однако полноценная система управления городской агломерацией создана не была: не были созданы специализированные органы управления (координационный совет), не были заключены межмуниципальные соглашения и/или принят закон о перераспределении полномочий между муниципалитетами и регионом.
II этап (2017-2020 годы) – управление Махачкалинской агломерации осуществлялось только в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Как и в предыдущем случае, начало этапа было связано со сменой руководства Республики и города Махачкалы. Новый глава Республики Дагестан Владимир Абдуалиевич Васильев поддерживал развитие агломерации, однако основной упор был сделан на развитие дорожной инфраструктуры.

Уже в рассматриваемый период активно обсуждался проект форсайта развития Махачкалинской агломерации. В 2019 году группой ученых был подготовлен Пилотный доклад форсайта Махачкалинско-Каспийской агломерации «Перспективы развития Махачкалы как агломерации» (Текст доклада доступен на сайте dag.aif.ru).
III этап (2020-2023 год) – возвращение к идее создания системы управления Махачкалинской агломерации

Следующая смена руководства Республики Дагестан (главой Республики стал Сергей Алимович Меликов) вновь вызвала изменение политики в отношении агломерации. Агломерационная политика вновь резко активизировалась. Однако, по сути, процесс создания системы управления агломерацией был начат сначала – с разработки новой стратегической документации (что составляет первый этап создания системы управления городской агломерацией).

Так, в мае 2023 года в официальных СМИ появилось сообщение о достигнутой договоренности между руководством Республики Дагестан и компанией ДОМ.РФ о разработке единого мастер-плана Махачкалинской агломерации. Договоренность была не случайной – сотрудничество с компанией ДОМ.РФ было одной из важнейших причин успешной градостроительной политики города Дербент Республики Дагестан.

В СМИ приводится информация о планах главы Республики Дагестан по принятию регионального закона об агломерациях и по созданию Координационного совета Махачкалинской агломерации.

В настоящее время власти связывают развитие Махачкалы с применением института комплексного развития территорий. «По итогам анализа на территории Махачкалинской агломерации выявлены 12 первоочередных потенциальных территорий, которые могут быть вовлечены в комплексное развитие. Их общая площадь составляет более 1 000 гектаров», – сказал глава региона С.А. Меликов. По его словам, реализация этих проектов позволит создать непрерывную цепь набережных и общественных пространств вдоль побережья Каспийского моря.

Анализ опыта управления Махачкалинской агломерацией
Несмотря на достаточно ранний старт агломерационной политики (2013 год), Махачкалинская агломерация в настоящий момент все еще находится на этапе первоначального становления системы управления агломерацией. Обычно аналогичный процесс занимает значительно меньшее время (в среднем 3-5 лет). Что стало причинами такого замедления?
С 2013 года в Республике Дагестан сменилось три главы Республики, каждый из которых имел собственные представления о развитии агломерации и фактически начинал процесс с начала.
Развитие агломераций – это один из тех управленческих вопросов, где требуются длительные настойчивые усилия в одном направлении. Нестабильность в политической системе региона и самой агломерации, а также разногласия в рядах правящей элиты прерывают это процесс. В случае Махачкалинской агломерации такое прерывание наблюдалась как на региональном, так и на муниципальном уровне.

С 2013 года в Республике Дагестан сменилось три главы Республики, каждый из которых имел собственные представления о развитии агломерации и во многом не продолжал политику предшественника, а начинал процесс с начала

Еще более серьезной оказалась нестабильность власти в городе-ядре агломерации. Со 2 июня 2013 года, когда был арестован глава Махачкалы Саид Джапарович Амиров, в Махачкале сменилось 10 (!) мэров (считая и.о.). При этом в отношении мэров было возбуждено несколько уголовных дел. Это говорит не только о нестабильности, но и об отсутствии единства среди правящей элиты (известно, что уголовные дела в отношении мэров часто имеют политический или экономический подтекст).


Устройство системы управления
Формирующуюся модель управления Махачкалинской агломерацией пока затруднительно однозначно классифицировать.

Очевидно, что она не является договорной (горизонтальной) – отсутствуют межмуниципальные соглашения о развитии агломерации, в рабочих встречах по проблемам развития агломерации не участвуют представители всех четырёх муниципальных образований (только города Махачкалы).

Ее нельзя отнести к модели прямого регионального управления (вертикальная модель), так как нет перераспределения полномочий от муниципалитетов региону.

Ближе всего формирующаяся система к Координационной модели – имеются три межведомственные рабочие группы по вопросам, близким к развитию агломерации. Однако в состав этих групп входят только представители региона и города Махачкалы – три других муниципальных образования не участвуют. Следовательно, фактически эти органы управления «замыкаются» в границах Махачкалы, а не распространяются на всю агломерацию.

По информации СМИ, в будущем планируется создание Координационного совета Махачкалинской агломерации – это движение в сторону Координационной модели.

Двухуровневая модель?

Применительно к модели управления возникает еще один вопрос – а не является ли модель управления Махачкалинской агломерацией двухуровневой? Обычно в научных работах двухуровневой называют такую модель, при которой все населенные пункты в составе агломерации включатся в состав одного муниципального образования[1]. Чтобы этот процесс не вызывал отдаления муниципальных органов от населения, образуются внутригородские муниципальные образования.

В России такая модель может быть создана на основе законодательства о городских округах с внутригородским делением. А Махачкала с 2015 года как раз обладает таким статусом.

В процессе создания городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов было осуществлено разграничение полномочий и муниципального имущества. По данным А.М. Муртазалиева, 28 из 44 вопросов местного значения были отнесены к компетенции внутригородских районов[2].


[1] Гриценко Е.В. Городские агломерации: в поисках оптимальной модели территориальной организации (сравнительно-правовой анализ) // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 10. С. 28-36.
[2] Муртазалиев А.М. Проблемы формирования конституционной модели местного самоуправления в крупных городских агломерациях Российской Федерации: на материалах Махачкалинско-Каспийской агломерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. № 4. С. 32-38.
А.М. Муртазалиев приводит следующие данные об объемах бюджетов в 2016 году: «по информации Министерства финансов Республики Дагестан суммарный объем бюджетов 3-х внутригородских районов г. Махачкалы в 2016 году составлял по доходам – 177,8 млн. руб., по расходам – 165,4 млн. руб. В то же время бюджет самого городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» составлял по доходам 6620,2 млн. руб., по расходам – 6746,2 млн. руб.[1]».

Также он приводит сведения о численности сотрудников ОМС внутригородских районов: на 2018 год она составляет 286 человек (95- Ленинский район, 83 – Советский район, 104 – Кировский район, а также 4 единицы в Отделе межмуниципального сотрудничества в аппарате Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»)

[1] Муртазалиев А.М. Проблемы формирования конституционной модели местного самоуправления в крупных городских агломерациях Российской Федерации: на материалах Махачкалинско-Каспийской агломерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. № 4. С. 32-38.

Тем не менее, на наш взгляд, модель управления Махачкалинской агломерации не следует относить к двухуровневой
  • Во-первых, во многих документах стратегического планирования, а также в выступлениях официальных лиц фигурирует состав агломерации из 4 муниципальных образований, занимающих огромную площадь. Очевидно, что управление одним из этих четырех муниципальных образований не образует модели управления всей агломерации.
  • Во-вторых, при создании внутригородских районов города Махачкала использовались границы прежних административных районов города. Масштабных присоединений и объединений территорий муниципальных образований перед этим процессом не происходило. Следовательно, реформа затронула только город-ядро, а не всю агломерацию.

  • Наконец, в-третьих, имеет огромное значение политический подтекст принятия решения о муниципальной реформе в Махачкале. По информации СМИ, данная реформа была предпринята с целью смены муниципальной властной элиты.

Органы управления агломерацией
С определенной долей условности специализированными органами управления Махачкалинской агломерации можно считать следующие:
  • 1
    Межведомственная рабочая группа по внедрению интеллектуальной транспортной системы Махачкалинской агломерации
    Работает с мая 2022 г. Среди муниципальных образований в ее составе представлена только Махачкала, Каспийска и других МО нет
  • 2
    Рабочая группа по подготовке и реализации проекта комплексной реформы общественного транспорта Махачкалинской агломерации
    Работает с октября 2022 года. Состав рабочей группы неизвестен, так как распоряжение о создании не доступно
  • 3
    Межведомственная рабочая группа по разработке госпрограммы развития г. Махачкалы
    Работает с февраля 2023 года. В состав рабочей группы входят только представители Республики и Махачкалы, другие муниципальные образования не представлены.
В ближайшее время планируется принятие закона Республики Дагестан об агломерациях и создание Координационного совета. Кроме того, в рамках исполнения поручения главы Дагестана ведется работа по созданию регионального оператора по комплексному развитию территорий.

В остальном управление агломерацией осуществляется региональными и муниципальными органами власти.

Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Махачкалинской городской агломерацией
Правовые акты

Закон Республики Дагестан от 30.04.2015 года № 43 «О статусе городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», статусе и границах внутригородских районов в составе городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» (границы и статус муниципальных образований).

Закон Республики Дагестан от 30.04.2015 года № 44 «О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе с внутригородским делением «город Махачкала» и внутригородских муниципальных образованиях в его составе» (органы управления и порядок избрания).

Закон Республики Дагестан от 08.02.2016 № 9 «Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе» (разграничение полномочий).

Закон Республики Дагестан от 09.03.2016 года № 15 «О составе муниципального имущества внутригородского района».

Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 20 мая 2022 года № 171-р [Об образовании межведомственной рабочей группы по внедрению интеллектуальной транспортной системы Махачкалинской агломерации].

Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 15 февраля 2023 года № 38-р [О рабочей группе по разработке государственной программы «Развитие городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»].
Документы стратегического и территориального планирования

Схема территориального планирования Республики Дагестан: утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 мая 2011 года № 137 – утратила силу в 2013 году в связи с утверждением новой Схемы территориального планирования Республики Дагестан.

Схема территориального планирования Республики Дагестан: утв. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 августа 2013 года № 413 – утратила силу в 2022 году в связи с утверждением новой Схемы территориального планирования республики Дагестан.

Схема территориального планирования части территории Республики Дагестан (схема территориального планирования Махачкалинской агломерации): утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 февраля 2021 года № 22 – утратила силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 30.06.2022 N 210, утвердившего новую СТП Республики Дагестан. Полный текст и карты доступны здесь

Схема территориального планирования республики Дагестан: утв. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 июня 2022 года № 210.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации на 2018-2019 годы

Генеральный план муниципального образования «город Махачкала»: утв. решением собрания Депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала от 26.05.2016 № 9-4.
Made on
Tilda