Нижегородская агломерация

Инвестиционный климат Нижегородской агломерации считается одним из лучших среди региональных столиц. Регион ставит перед собой задачу стать всероссийским центром IT-индустрии


Нижегородская агломерация
Инвестиционный климат Нижегородской агломерации считается одним из лучших среди региональных столиц. Регион ставит перед собой задачу стать всероссийским центром IT-индустрии
Нижегородская агломерация – одна из первых городских агломераций в России. Считается, что она сформировалась как агломерация (взаимосвязанная группа городов) уже к концу 40-х годов XX века. Каковы особенности управления этой агломерацией в настоящее время?
Назарян Моника Геворговна, Ушакова Александра Павловна
07.06.2024
Состав

Юридически Нижегородская агломерация включает в себя 9 муниципальных образований:
  • 4 городских округа: Нижний Новгород, Дзержинск, Бор и Чкаловск
  • 5 муниципальных районов: Городецкий, Кстовский, Богородский, Павловский, Балахнинский.

Этот "широкий" состав утвержден в Программе Комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижегородской агломерации: приложение в государственной программе «Развитие транспортной системы Нижегородской агломерации». Исходя из выступлений губернатора Г.С. Никитана и председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Е.Б. Люлина именно этот состав агломерации является рабочим для управленческих процессов.

Однако у Нижегородской агломерации имеется и более узкий состав, используемый для управления в градостроительной сфере. В этом случае в состав Нижегородской агломерации включаются 4 муниципальных образования: Нижний Новгород, Дзержинск, Богородский муниципальный округ и Кстовский муниципальный округ. В таком составе было проведено перераспределение полномочий в градостроительной сфере.

Общая численность населения агломерации составляет 2 032 804 человек на 2021 год (исходя из широкого состава из 9 муниципальных образований)

состав Нижегородской агломерации
На карте видно несовпадение границ Нижегородской агломерации в целях реализации транспортных проектов и градостроительных. Такая ситуация довольно типична. Она иллюстрирует проблему понятия городской агломерации и критериев определения ее границ. Фото карты – из презентации выступления Губернатора Нижегородской области в Совете Федерации 15 декабря 2021 года[1].

[1] Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Нижегородской области (по итогам Дней Нижегородской области в Совете Федерации). М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, 2021. С. 9.

История развития системы управления
Система управления Нижегородской агломерации в современной России была создана относительно поздно – в конце 2017 года[1].

В отличие от многих других агломераций, основным актом, закрепляющим создание системы управления Нижегородской агломерации, стало не межмуниципальное соглашение, а закон Нижегородской области о перераспределении полномочий[2]. Причина проста: Нижегородская агломерация – одна из немногих в России, где применяется вертикальная модель управления городской агломерацией (именуемая также «прямое региональное управление»)

[1] С момента принятия Закона Нижегородской области от 21 декабря 2017 года № 190-З «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области».

[2] Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (с момента внесения в него изменений Законом Нижегородской области от 21 декабря 2017 года № 190-З)
Нижегородскую агломерацию отличает ставка на развитие высокотехнологических отраслей и экономики знаний. Будучи одним из лидеров в России в IT-сфере, Нижегородская агломерация стремится развить и усилить свои позиции. Соответственно, ключевое значение приобрело развитие Инновационного научно-технологического кластера «Квантовая Долина» (включая масштабный проект IT-кампуса «Неймарк»).
В 2021 году Правительство РФ одобрило проект развития кластера «Квантовая долина[1]». Управление проектом осуществляет АО «Управляющая компания инновационного научно-технологического центра «Квантовая долина». «Дорожную карту» по развитию проекта разработал Нижегородский государственный университет.

В 2022 году Минэкономразвития РФ развития выбрало Нижегородскую область одной из пилотных площадок, где будут разработаны первые долгосрочные планы социально-экономического развития городских агломераций до 2030 года.

[1] Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 года № 2133 «О создании инновационного научно-технологического центра «Квантовая долина».
Положительный опыт Нижегородской агломерации
  • Инфраструктурные бюджетные кредиты
    Нижегородская агломерация – одна из первых в России, где стали применять инфраструктурные бюджетные кредиты. В 2021 году область стала первым регионом, получившим транш по инфраструктурным бюджетным кредитам в размере 1 млрд рублей. Средства были направлены на реализацию проекта развития Нижегородской агломерации: транспортную реформу (включая строительство 4 новых станций метрополитена), строительство дублера проспекта Гагарина, редевелопмент исторического центра.
  • Инвестиционное законодательство
    Инвестиционное законодательство Нижегородской области считается одним из лучших в стране. В 2023 году Нижегородская область заняла 3 место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив (наряду с Московской областью).

    Поддержку и содействие инвесторам по принципу «одного окна» оказывает Корпорация развития Нижегородской области.

    Был принят Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области», предусматривающий существенное снижение налоговых ставок по региональным налогам, гарантии не ухудшения положения инвесторов и не повышения налоговой нагрузки.
  • Вовлечение населения в обсуждение финансирования проектов.
    Интересен опыт Нижегородской агломерации в части вовлечения населения в обсуждение финансирования проектов. С 2017 году в Нижегородской области реализуется Проект инициативного (партисипаторного) бюджетирования «Вам решать!», в рамках которого жители выбирают, какие проекты будут финансироваться из бюджета. В 2019 году для голосования было предложено 205 проектов, для каждого населенного пунктов минимум три проекта. Общее число голосов составило 250 473 (приблизительно 6,25 % избирателей, проживающих на данной территории) [1].

    Проекты инициативного бюджетирования – один из способов приближения управления к населению в условиях концентрации полномочий, сопровождающей развитие агломераций (вспомним, что в Нижегородской области реализуется модель прямого регионального управления Нижегородской агломерацией).

    Нормативную основу Проекта «Вам решать!» составляют Закон Нижегородской области от 30 декабря 2020 года № 173-З «Об инициативном бюджетировании в Нижегородской области» и Постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2017 года № 934 «О реализации на территории Нижегородской области проекта инициативного бюджетирования «Вам решать!».

    [1] Рыбкина О.С. Развитие инициативного бюджетирования в городских агломерациях: опыт Нижегородского региона // Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации. Межмуниципальное сотрудничество как механизм управления городскими агломерациями / под ред. К.А. Ивановой, науч. ред. Э. Маркварт. М.: Проспект, 2021. С. 228-242.
Устройство системы управления
Модель системы управления Нижегородской агломерации можно квалифицировать как «вертикальную» (прямое региональное управление). При такой модели управление агломерацией обеспечивается путем масштабного перераспределения муниципальных полномочий на уровень региона.
Перераспределение полномочий. В Нижегородской агломерации на уровень региона были переданы практически все градостроительные полномочия (ст. 2.1. Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-з):

  • утверждение генеральных планов
  • утверждение схем территориального планирования
  • утверждение Правил землепользования и застройки
  • утверждение проектов планировки территории
  • принятие решений о комплексном развитии территорий, проведение аукционов в этой области
  • выдача разрешений на условно разрешенный вид разрешенного использования
  • выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию
  • выдача градостроительных планов

Также на уровень региона были переданы полномочия по организации пассажирских перевозок (Закон Нижегородской области от 23 декабря 2019 года № 168-З)

Тем не менее, имеется достаточно обширная группа полномочий, связанных с развитием агломерации, которые осуществляются муниципалитетами Нижегородской агломерации самостоятельно. Это, в частности, земельные полномочия и полномочия в сфере рекламы.
Органы управления

Основным органом управления является Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области. Министерство реализует не только собственно региональные полномочия, но и те муниципальные полномочия в сфере градостроительной деятельности, которые были переданы на региональный уровень.

Работает система проектных офисов и проектных институтов:
  1. Институт развития агломерации Нижегородской области (занимается подготовкой градостроительной документации, ведением ГИСОГД (государственной информационной системы градостроительной деятельности), реализацией проектов комплексного развития территорий).
  2. Проектный офис стратегии развития Нижегородской области
  3. Институт развития городской среды Нижегородской области
  4. КУПНО (Корпоративный университет Правительства Нижегородской области)
  5. Корпорация развития Нижегородской области
Агломерационные проекты

Эскиз Центрального корпуса IT-кампуса «Неймарк», подготовленный Архитектурным бюро "Студия 44". Фото с сайта Gipernn.ru

ИТ-кампус «Неймарк» (в рамках кластера «Квантовая долина») в шаговой доступности от Нижегородского кремля. Предполагается создание образовательного учреждения нового типа, которое будет аккумулировать усилия нижегородских университетов по подготовке кадров для сферы информационных технологий. Общая площадь ИТ-кампуса мирового уровня составит более 200 тысяч кв. м, новые учебные корпуса смогут вместить более 7 000 студентов
  • Восточный обход Нижнего Новгорода
    Проект реализуется в рамках концессии. В настоящий момент готов проект планировки и межевания территории. Однако при реализации проекта возникли существенные проблемы: для того, чтобы дорога стала обходом Нижнего Новгорода, нужен мост через Волгу в районе поселка Подновье. Строительство моста в этом районе технически сложно и чрезвычайно дорогостояще. Кроме того, существенной проблемой является и судьба Артемовских лугов, где были выявлены краснокнижные животные
  • Строительство дублера проспекта Гагарина
    Утверждена проектная документация, начало строительства планируется в 2024 году. Финансировать проект планируется за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита и концессионных соглашений. Новая магистральная улица позволит разгрузить южный въезд в Нижний Новгород
  • Новая маршрутная сеть Нижегородской агломерации
    Разработана новая маршрутная сеть общественного транспорта на основе математической модели, охватывающей всю транспортную агломерацию, а не отдельные муниципалитеты. Были добавлены 7 новых маршрутов, изменены 17 и отменены 6 существующих маршрутов.
Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Нижегородской городской агломерацией
Нормативно-правовые акты

Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года № 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области».

Закон Нижегородской области от 23 декабря 2019 года № 168-З «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области».

Положение о комплексном развитии территорий в Нижегородской области: утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 13 июля 2021 г. N 601.

Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 года № 2133 «О создании инновационного научно-технологического центра «Квантовая долина».
Стратегические документы

Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года: утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889 (раздел 3.3.2. «Нижегородская агломерация», стр. 115-119).

Схема территориального планирования Нижегородской области: утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года № 254.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижегородской агломерации: Аналитическое приложение (справочно) к государственной программе «Развитие транспортной системы Нижегородской области: утв. Постановление Правительства от 30 апреля 2014 года № 303.
Made on
Tilda