Южно-Кузбасская (Новокузнецкая) агломерация

Будучи крупным экономическим центром Кузбасса, Новокузнецк должен был получить достойный политический статус. Это было сделано с помощью придания особого юридического статуса Северо- и Южно-Кузбасской агломерациям
Южно-Кузбасская (Новокузнецкая) агломерация
Будучи крупным экономическим центром Кузбасса, Новокузнецк должен был получить достойный политический статус. Это было сделано с помощью придания особого юридического статуса Северо- и Южно-Кузбасской агломерациям
Ядром Южно-Кузбасской (Новокузнецкой) агломерации является город Новокузнецк. Это один из крупнейших городов в России, не обладающих статусом административного центра региона (второй по стране после Тольятти). Городская агломерация вокруг Новокузнецка сложилась уже в 1950-е годы.
Ушакова Александра Павловна
14.06.2024
Юридически в состав Южно-Кузбасской агломерации входят все муниципальные образования южной части Кемеровской области (в то время, как северные муниципалитеты были включены в состав Северо-Кузбасской агломерации).

В общей сложности это 11 муниципальных образований (Согласно Постановлению Законодательного собрания Кемеровской области – Кузбасса от 14 апреля 2022 года № 2458):
  • 7 городских округов: Новокузнецк, Прокопьевск, Калтан, Киселевск, Междуреченск, Мыски, Осинники
  • 4 муниципальных округа: Гурьевский, Новокузнецкий, Прокопьевский, Таштагольский
юридические границы Северо-Кузбасской (Кемеровской) и Южно-Кузбасской (Новокузнецкой) агломераций
Схема иллюстрирует разделение Кемеровской области на две агломерации. Источник: подготовлено автором (Александра Ушакова)
В отличие от большинства иных агломераций, в Кемеровской области состав участников агломерации определялся путем издания Постановления Законодательного Собрания Кемеровской области – Кузбасса. Перед изданием Постановления представительные органы муниципальных образований выражали свое согласие на включение каждого муниципального образования в состав агломерации.

Такой порядок определения участников нетипичен: в большинстве иных агломераций состав участников юридически фиксировался путем подписания межмуниципального соглашения или путем указания границ (или состава) агломерации в документах стратегического или территориального планирования.

Общая численность населения Южно-Кузбасской агломерации составила 1 135 037 человек (исходя из юридического состава, на 2021 год)

История развития системы управления
I этап (2010-2018 годы) – проект единой двухъядерной Кузбасской агломерации(с ядрами в городах Кемерово и Новокузнецк).

Впервые такой проект был предложен в 2010 году и вызвал жесткую критику, поскольку он не был основан на наличии реальной, физически существующей агломерации – расстояние между Кемерово и Новокузнецком составляет 227 км. По сути, в Кузбасскую агломерацию входила почти вся область.

Особенно сильно проект критиковался в городе Новокузнецке, где еще с 1950-х годов естественным путем сформировалась Новокузнецкая агломерация с вполне определенным составом.

В 2014 году Кузбасская двухъядерная агломерация включена в перечень пилотных проектов Минрегиона. Однако дальнейшего развития проект не получил.
II этап (с 2018 года – по настоящее время) – отказ от идеи единой агломерации, выделение двух агломераций (Кемеровской и Новокузнецкой)

Создание специальных органов управления Южно-Кузбасской агломерации произошло в 2022 году. В марте 2022 года был принят закон Кемеровской области – Кузбасса об агломерациях, заложивший правовую основу для дальнейших действий. В апреле 2022 года было принято решение о создании Кемеровской и Новокузнецкой агломераций с определением их состава.

Июнь 2022 года – создан Координационный совет Новокузнецкой агломерации (Постановление губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 28 июня 2022 года № 55-пг)

Октябрь 2022 года – переименование Кемеровской агломерации в «Северокузбасскую», а Новокузнецкой – в «Южнокузбасскую» (Постановление Законодательного собрания Кемеровской области – Кузбасса от 20 октября 2022 года № 2895)
Фактически вся Кемеровская область была разделена на две агломерации – Кемеровскую и Новокузнецкую. Под этим решением имелся серьезный политический подтекст – необходимость придания городу Новокузнецку политического статуса «второй столицы»
Проявлением нового политического статуса Новокузнецка как «второй столицы» стало придание главе Новокузнецка С.Н. Кузнецову статуса вице-губернатора Кемеровской области – Кузбасса в октябре 2022 года. Источник. Комментируя это решение, губернатор области Сергей Евгеньевич Цивилев подчеркнул «Мы внесли изменения во все наши положения, и теперь Сергей Николаевич входит в состав президиума Правительства, у него статус вице-губернатора. Потому что у него большая ответственность за всю Южную агломерацию»
Устройство системы управления
Модель системы управления Южно-Кузбасской агломерации – Координационная (координация действий муниципальных образований и региона при преимущественно самостоятельном осуществлении полномочий муниципальными образовании). Информации о наличии межмуниципальных соглашений нет.
Перераспределение полномочий. Большинство полномочий реализуется органами местного самоуправления самостоятельно, кроме полномочий в сфере пассажирских перевозок, которые были перераспределены от органов местного самоуправления города Новокузнецк и города Осинники на региональный уровень[1].

Также введено «прямое региональное управление» в сферах земельных отношений и градостроительства в районе курорта Шерегеш, однако это решение связано с особой значимостью курорта, а не с управлением агломерацией[2].

[1] Закон Кемеровской области – Кузбасса от 02 ноября 2016 года № 77-ОЗ «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам между органами местного самоуправления и органами государственной власти Кемеровской области – Кузбасса».

[2] Закон Кемеровской области – Кузбасса от 28 декабря 2016 года № 102-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений между органами местного самоуправления Шерегешского городского поселения и органами государственной власти Кемеровской области».
Основным органом управления агломерацией является Межмуниципальный координационный совет по развитию Южно-Кузбасской агломерации. Несмотря на наименование совета «межмуниципальный», в его состав входят не только представители муниципалитетов, но и представители региона, а положение о совете и его состав определены Постановлением губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 28 июня 2022 года № 55-пг.

На уровне региона за развитие агломераций отвечает Министерство экономического развития Кузбасса (Постановление Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 31 марта 2023 года № 198)
Юридические особенности
Кемеровская область является одним из немногих субъектов РФ, принявших собственный закон о городских агломерациях - Закон Кемеровской области – Кузбасса от 24 марта 2022 года № 28-ОЗ «О создании и развитии агломераций в Кемеровской области – Кузбассе».

Уникальность данного закона по сравнению с правовым регулированием иных субъектов РФ заключается в максимальном приближении агломерации к специальной территориальной единице. В Законе об агломерациях установлены правила, достаточные для создания или ликвидации в будущем подобных территориальных единиц, а также для организации специальных органов управления в их границах.

Что такое специальные территориальные единицы? Это «базовые ячейки» системы одного из видов территориального устройства – специального территориального устройства.

В субъекте РФ могут одновременно существовать три разных вида территориального устройства[1] (границы их территориальных единиц могут пересекаться):

1. Административно-территориальное устройство – позволяет установить территориальное разделение функций федеральных и региональных органов исполнительной власти. Административно-территориальными единицами могут быть города, села, посёлки городского типа, административные районы и др.

2. Территориальная организация местного самоуправления – позволяет территориально организовать работу органов местного самоуправления. Здесь территориальными единицами выступают муниципальные образования разных видов.

3. Специальное территориальное устройство – позволяет установить особенности территориальной организации работы одного конкретного органа государственной власти (например, военные округа, федеральные арбитражные округа, участки мировых судей), либо решить специальную управленческую задачу, связанную с определенной территорией (особо охраняемые природные территории, территории введения чрезвычайного положения и др.). Специальные территориальные единицы могут быть самого разного масштаба – начиная от макрорегионального уровня (федеральные округа) и заканчивая внутримуниципальным уровнем (судебные участки мировых судей, участки избирательных комиссий)[2].

В числе специальных территориальных единиц могут быть и агломерации, такое их понимание полностью соответствует и составу, и смыслу тех правовых норм, которые получили закрепление в Законе об агломерациях в Кемеровской области.

[1] Чертков А.Н. Развитие территориального устройства субъекта РФ в связи с новеллами федерального законодательства // Политика и общество. 2019 № 4. С. 20-28. Скачать статью можно здесь

[2] Краткое описание трех видов территориального устройства изложено на основе книги: Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. М.: ИЗиСП, 2009. 344 с.
В отличие от многих других агломераций, Северо- и Южно-Кузбасская агломерации по своему правовому режиму максимально приближены к специальным административным единицам. Именно таким образом можно определить их сущность с юридической точки зрения
Специальные территориальные единицы позволяют установить территориальные особенности работы одного конкретного органа (например, арбитражные округа), либо решать специальные управленческие задачи. Городские агломерации приближены ко второму варианту. В целях решения управленческих задач для них создается особая система управления, включающая особые органы управления, межмуниципальные соглашение и перераспределение полномочий.

Более подробный анализ закона Кемеровской области - Кузбасса об агломерациях можно посмотреть в нашей статье в журнале "Вестник Кемеровского университета". Скачать
Агломерационные проекты
  • Система квотирования выбросов
    В 2020 году Новокузнецк вошел в список городов – участников федерального эксперимента по квотированию выбросов. Квоты на выбросы в атмосферу вводятся в Новокузнецке в порядке эксперимента, новый механизм ограничения выбросов позволит очистить воздух в городе. Предельные объемы выбросов будут устанавливаться и распределяться между предприятиями на основе сводных расчетов загрязнения воздуха. Источник. В целях уменьшения выбросов в рамках национального проекта «Экология» до конца 2023 года в Новокузнецке будет закрыта Куйбышевская центральная котельная. Потребителей переключат на центральную ТЭЦ, работающую на газе. Источник
  • Мусоросортировочный завод
    В Новокузнецке завершена реконструкция мусоросортировочного завода, что позволило вдвое увеличить мощности по обработке твердых коммунальных отходов – до 300 тыс. тонн в год. Источник. Полигон «ЭкоЛэнд» – единственный за Уралом, эксплуатирующий автоматическую линию сортировки. Здесь выстроен весь цикл по обращению с отходами: от приема мусора до сортировки, сбора вторсырья и безопасной утилизации, подчеркнул начальник департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Кирилл Десяткин. Источник
  • Инфраструктура поселка Шерегеш
    В поселке Шерегеш расположен знаменитый горнолыжный комплекс - один из лучших в России. В 2022 году запустили движение по новой дороге из поселка Шерегеш в одноименный спортивно-туристический комплекс. Также в рамках СЭР в СТК «Шерегеш» создается инфраструктура, проводятся инженерные, водопроводные и электросети, строится депо. Источник. В поселке Шерегеш в 2022 году запущены новые очистные сооружения. Новые очистные сооружения спроектированы с учетом дальнейшего роста курортной зоны, запуска строящихся туристических комплексов с круглогодичной эксплуатацией. Введение в строй новых объектов позволит увеличить объем перерабатываемых стоков в два раза – с 8 до 16 тысяч куб.м/сутки. Источник
  • Новый больничный комплекс в Междуреченске
    В 2023 году в Междуреченске открыт современный больничный комплекс. Для больницы было закуплено более 210 наименований современного медицинского оборудования. На строительство и оснащение было выделено более 3 миллиарда рублей, из них 1 миллиард 784,5 миллиона – из федерального бюджета, 1 миллиард 266 миллионов рублей – областные средства. Дополнительно на капремонт корпуса поликлиники, входящего в комплекс зданий больницы, за счет областного бюджета направлено 436,3 миллиона рублей. Источник
  • Реконструкция дамбы на реке Томи
    Завершена реконструкция первой очереди дамбы на реке Томи в районе Чебал-Су в Междуреченске. Полная ее реконструкция позволит защитить от паводка более 1 800 человек, местные магазины, детский сад, школу, дом культуры и 10 км дорог. Источник

Официальные документы

В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Южно-Кузбасской городской агломерацией

Правовые акты

Закон Кемеровской области – Кузбасса от 24 марта 2022 года № 28-ОЗ «О создании и развитии агломераций в Кемеровской области – Кузбассе».

Постановление Законодательного собрания Кемеровской области – Кузбасса от 14 апреля 2022 года № 2458 «О создании Южнокузбасской агломерации» (в нем утвержден состав агломерации).

Постановление губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 28 июня 2022 года № 55-пг «О межмуниципальном координационном совете по развитию Южно-Кузбасской агломерации» (создание Координационного совета, его состав и Положение о совете).

Закон Кемеровской области – Кузбасса от 02 ноября 2016 года № 77-ОЗ «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам между органами местного самоуправления и органами государственной власти Кемеровской области – Кузбасса» (перераспределены полномочия от органов местного самоуправления городских округов Новокузнецк и Осинники).

Закон Кемеровской области – Кузбасса от 28 декабря 2016 года № 102-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений между органами местного самоуправления Шерегешского городского поселения и органами государственной власти Кемеровской области».
Документы стратегического и транспортного планирования

Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса на период до 2035 года: утв. Законом Кемеровской области – Кузбасса от 26 декабря 2018 года № 122-ОЗ.

Схема территориального планирования Кемеровской области – Кузбасса: утв. Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 19 ноября 2009 года № 458.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Новокузнецкого городского округа: утв. решением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 28 января 2020 года.
Made on
Tilda