Новосибирская агломерация

Считается одной из лучших агломераций в части градостроительного управления. Уникальный опыт организации согласования градостроительной документации достоин изучения и распространения


Новосибирская агломерация
Считается одной из лучших агломераций в части градостроительного управления. Уникальный опыт организации согласования градостроительной документации достоин изучения и распространения

Новосибирская агломерация – исторически первая городская агломерация в Сибири. Как агломерация она сформировалась уже в 1930-е годы. Сейчас это одна из наиболее успешно управляемых агломераций в России с интересным опытом решения ряда управленческих проблем.

Абсалямова Наталья Александровна, Ушакова Александра Павловна
07.06.2024
Юридически в состав Новосибирской агломерации входят 12 муниципальных образований: городские округа Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, и Кольцово, а также муниципальные районы Искитимский, Колыванский, Коченовский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский и Тогучинский (согласно Соглашению 2015 года)

Общая численность населения агломерации составляет 2 798 170 человек
состав Новосибирской агломерации
История развития системы управления
Работы по подготовке к созданию органов управления Новосибирской агломерации начались в 2012 году. Было подписано соглашение о намерении создания агломерации между муниципальными образованиями и областью. В дальнейшем были проведены масштабные научно-исследовательские работы по подготовке стратегической и градостроительной документации.

В 2014 году Новосибирская агломерация стала одним из пилотных проектов Минэкономразвития. Проект был реализован успешно, Новосибирская агломерация была названа в числе показавших наиболее высокие результаты.

Окончательно система управления Новосибирской агломерацией была сформирована в 2015 году. В этом году было подписано соглашение о создании и совместном развитии Новосибирской агломерации от 22 мая 2015 года (соглашение подписали только главы 12 муниципальных образований Новосибирской области без представителей региона).

Также в 2015 году была юридически оформлена система управления Новосибирской агломерации: создан Координационный совет Новосибирской агломерации и принят Закон Новосибирской области, предусматривающий перераспределение некоторых градостроительных и земельных полномочий от ОМС всех муниципальных районов в составе агломерации в пользу органов исполнительной власти региона.

В 2022 году перечень полномочий, перераспределяемых в пользу региона, пополнили полномочия в сфере пассажирских перевозок (ссылка на законодательный акт).
Положительный опыт новосибирской агломерации
Ряд организационно-управленческих вопросов был решен в Новосибирской агломерации очень удачно.

  • Научная проработка проектных решений
    К сожалению, далеко не во всех российских агломерациях управление строится на основе научных разработок, что сильно снижает качество получаемых результатов. Новосибирские управленцы и политики прекрасно осознавали необходимость связи с учеными и проектировщиками.

    Стратегическую документацию для Новосибирской агломерации разрабатывал консорциум известных разработчиков, в который вошли ОАО «Сибирский научно-исследовательский и проектный институт градостроительства», ФГБУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия», ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН», OveArup & PartnersInternationalLimited (Великобритания), НП «Консалтинговая группа РОССПА», ООО «Корпус» и ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор»
  • Соглашение о намерениях
    Удачен опыт подписания предварительного межмуниципального «соглашения о намерениях» (соглашение 2012 года) еще до момента образования системы управления городской агломерацией. Такое соглашение служит юридической основой для дальнейших действий и, в то же время, не предполагает необходимость решения на столь раннем этапе детальных вопросов дальнейшего взаимодействия.
  • Межмуниципальное соглашение о согласовании градостроительной документации
    В Новосибирской агломерации было заключено межмуниципальное соглашение, закрепившее порядок согласования градостроительной документации. Муниципальные образования направляют проекты документов территориального планирования, проектов планировки территории и проектов межевания территории, а также ПЗЗ в Координационный совет для согласования. Координационный совет дает заключение о соответствии НПА документам территориального планирования агломерации. При Координационном совете есть экспертный совет (подробнее).

    Такой вариант удачен для разных моделей управления городскими агломерациями. К сожалению, при управлении российскими городскими агломерациями не используется весь потенциал межмуниципальных соглашений. Обычно их используют только для фиксации факта создания агломерации, лишь в общих чертах обозначая устройство системы управления. Но такие соглашения могут использоваться и для решения конкретных управленческих вопросов, как показывает удачный новосибирский опыт.

    Отметим также, что разработка, принятие и реализация согласованной градостроительной документации – одно из важнейших направлений управления городской агломерацией. Новосибирский вариант позволяет одновременно и достичь нужной согласованности, и сохранить полномочия на муниципальном уровне
Устройство системы управления
Модель управления Новосибирской агломерации – смешанная. Здесь одновременно представлены межмуниципальное сотрудничество, Координационный совет при Правительстве Новосибирской области и перераспределение полномочий от части муниципальных образований.
Перераспределение полномочий. Городские округа осуществляют свои земельные и градостроительные полномочия самостоятельно, а все муниципальные районы в составе агломерации в части земельных и градостроительных полномочий переведены на «региональное управление» - имеется масштабное перераспределение полномочий от ОМС региональным органам на 30 лет (Закон Новосибирской области от 18 декабря 2015 года № 27-ОЗ).

В сфере пассажирских перевозок – прямое региональное управление, в том числе в городских округах (полномочия был перераспределены от всех муниципальных образований области на неограниченный срок) (Закон Новосибирской области от 23 декабря 2022 года № 309-ОЗ)
Опыт Новосибирской области в части согласования градостроительной документации уникален
Согласование градостроительной документации

Единство градостроительной политики и согласованность градостроительной документации в Новосибирской агломерации обеспечивает два механизма, применяемых к разным типам муниципальных образований.

1) Для семи муниципальных районов введено «прямое региональное управление» с длительным перераспределением полномочий в пользу региона[1].

2) Для пяти городских округов предусмотрен механизм согласования документов территориального планирования с Координационным советом Новосибирской агломерации при сохранении полномочий за органами местного самоуправления городских округов[2].

Согласно Соглашению об информационном взаимодействии от 22 мая 2015 года № 29 органы местного самоуправления этих пяти городских округов отправляют проекты градостроительной документации (документов территориального планирования, правила землепользования и застройки и проектов планировки территории) в Координационный Совет.

При Координационном совете работает Экспертный совет, обеспечивающий предметное рассмотрение градостроительной документации[3]. По итогам рассмотрения Координационный совет направляет органу местного самоуправления мотивированное решение о соответствии или несоответствии проекта документам территориального планирования Новосибирской агломерации.

После получения заключения Координационного совета органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения об утверждении документа. При этом, решение координационного совета имеет рекомендательный характер – теоретически принимающий решение орган местного самоуправления может с ним не согласиться. Копия итогового варианта документа направляется в Координационный совет уже «для сведения» (что, тем не менее, позволяет Координационному совету получать оперативную информацию о фактическом учете или не учете его позиции).


[1] Закон Новосибирской области от 18 декабря 2015 года № 27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области».

[2] Соглашение от 22 мая 2015 года № 29 «Об информационном взаимодействии между Правительством Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности»между Новосибирской областью и 12 муниципальными образованиями.

[3] Презентация доклада начальника отдела территориального планирования Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства Новосибирской области С.М. Новокшонова «Опыт развития городских агломераций в Новосибирской области» на заседании Комитета общероссийского конгресса муниципальных образований по стратегическому развитию, июль 2018 года.
Органы управления

Основной орган управления Новосибирской агломерацией – Координационный совет по развитию Новосибирской агломерации при Правительстве Новосибирской области (совещательный орган). В его составе имеется Экспертный совет, обеспечивающий согласование градостроительной документации.

Также в Правительстве Новосибирской области работает Отдел координации деятельности территорий агломерации управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства Новосибирской области
Агломерационные проекты
  • Академгородок 2.0
    По словам губернатора Новосибирской области А. Травникова, самый крупный проект Новосибирской агломерации – это «Академгородок 2.0». В него входит, прежде всего, совокупность взаимосвязанных проектов обновления научной инфраструктуры.

    В программу "Академгородок 2.0" входят: Междисциплинарный исследовательский комплекс аэрогидродинамики, машиностроения и энергетики (МИК АМиЭ), Сибирский национальный центр высокопроизводительных вычислений и обработки данных (СНЦ ВВОД), Супер С-тау фабрика, Центр бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний, Биоцентр, медицинские центры, опытные производства приборов, катализаторов, малотоннажной химии — всего свыше 30 междисциплинарных проектов формирования современной исследовательской инфраструктуры, научно-образовательный центр на базе НГУ и НГТУ, инновационный пояс (технопарки и их резиденты).

    Полный состав этого проекта с фотографиями можно посмотреть в Плане "Академгородок 2.0": План развития Новосибирского научного центра.

    Наиболее масштабные проекты программы - СКИФ (Сибирский кольцевой источник фотонов) и Центр компетенций «Генетические технологии» — Эти проекты «Академгородка 2.0», обособленно отмечены в документах Президента и Правительства РФ.
  • СКИФ
    Наиболее масштабный проект – строительство СКИФ (Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов»). Это научный объект проект международного масштаба, который строят в наукограде Кольцово. Планируется возвести комплекс из 34 зданий и сооружений. В самом большом, диаметром 230 метров, будет располагаться главное ускорительное кольцо общей длиной 476 метров, от которого по периметру отведут десятки каналов вывода на пользовательские станции. Линейный ускоритель, где рождается пучок электронов, и кольцевой ускоритель-бустер небольшого размера разместят в отдельном здании. Подробнее Фотографии с места строительства можно посмотреть здесь.
Проект СКИФа. Фото с официального сайта НТИРФ
  • Строительство автодороги «Барышево-Орловка-Кольцово»
    Связан с научно-производственным кластером еще один проект – строительство автомобильной дороги «Барышево-Орловка-Кольцово», которая ведет к Центру коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (входит в границы упомянутого выше кластера). Движение по дороге было запущено в октябре 2023 года.


Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Новосибирской городской агломерацией
Правовые акты

Соглашение о намерении создания Новосибирской агломерации от 29.03.2012 между Новосибирской областью и 12 муниципальными образованиями.

Соглашение от 22.05.2015 г. «О создании и совместном развитии Новосибирской агломерации Новосибирской области» между 12 муниципальными образованиями (без Новосибирской области).

Соглашение от 22 мая 2015 года № 29 «Об информационном взаимодействии между Правительством Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности»между Новосибирской областью и 12 муниципальными образованиями.

Постановление Губернатора Новосибирской области от 28.07.2015 № 141 «О Координационном совете по развитию Новосибирской агломерации».

Закон Новосибирской области от 18 декабря 2015 года № 27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области».

Закон Новосибирской области от 23 декабря 2022 года № 309-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области» (полномочия в сфере пассажирских перевозок были перераспределены от всех муниципальных образований области на неограниченный срок).
Документы стратегического и транспортного планирования

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года: утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п (п. 8 «основные направления пространственного развития», п.п. 8.1. «Развитие агломераций»).

Схема территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области: утв. Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 № 186-п. Здесь можно скачать и текстовые, и картографические материалы

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации: утв. Приказом от 21.04.2017.
Made on
Tilda