Перераспределение полномочий очень активно используется для управления городскими агломерациями, причем не только в случае управления по «вертикальной» модели, но при координационной или даже горизонтальной модели.
Профессор А.А. Сергеев характеризует сущность данного механизма как «изъятие регионом путем издания закона части полномочий из собственной компетенции муниципалитета
[271]». Перераспределение полномочий осуществляется императивно - на основании закона субъекта РФ.
Возможность перераспределения полномочий от органов местного самоуправления в пользу органов исполнительной власти субъекта РФ предусмотрена ч. 1.2. ст. 17 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч. 3 ст. 6 Закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ».
Это возможно при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, перераспределяемые полномочия не должны входить в перечень полномочий, которые не подлежат перераспределению (ч. 1.2. ст. 17 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 4 ст. 6 Закона № «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ). Во-вторых, возможность перераспределения полномочий в конкретной сфере должна быть предусмотрена федеральным законом (ч. 1.2. Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»).
В случае управления городской агломерации на основе перераспределения полномочий все перечисленные условия соблюдается. Во-первых, обычно перераспределяются полномочия в сферах градостроительства, земельных отношений, транспорта или рекламы. Полномочия в этих сферах не включены в перечень полномочий, перераспределение которых не допускается. Во-вторых, возможность их перераспределения прямо предусмотрена в соответствующих отраслевых законодательных актах: ст. 8.2 ГрК РФ , ст. 10.1 ЗК РФ , ч. 5 ст. 2 Закона «Об организации регулярных перевозок...», ч. 7 ст. 40 Закона «О рекламе».
[271] Сергеев А. А. Передача полномочий органов местного самоуправления на региональный уровень государственной власти: правовая природа и пределы дискреции регионального законодателя // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 31–37.