Оренбургская агломерация

В Оренбургской области в большей степени ведется работа по формированию сельских агломераций, а не городских. Управление Оренбургской агломерации направлено на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"


Оренбургская агломерация
В Оренбургской области в большей степени ведется работа по формированию сельских агломераций, а не городских. Управление Оренбургской агломерации направлено на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"

Оренбургская агломерация юридически не оформлена. Вопросы ее развития рассматривается региональными властями только в контексте реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Соболев Александр Олегович, Ушакова Александра Павловна
08.06.2024
В состав Оренбургской агломерации полностью или частично входят 5 муниципальных образований: город Оренбург, большая часть территории Оренбургского, Сакмарского районов, отдельные населенные пункты Октябрьского и Соль-Илецкого районов (согласно Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года)

Общая численность населения Оренбургской агломерации по данным Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года составляет около 650 000 человек
Карта агломераций Оренбургской области
Карта агломераций Оренбургской области. Источник: Аралбаева Ф.З., Ахметов Д.А., Ахмадулина А.Т. Делимитация границ городских агломераций Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №4 (165). С. 45-51.
Оренбургская агломерация юридически не оформлена. Вопросы ее развития рассматривается региональными властями только в контексте реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В области градостроительной деятельности в 2020-2022 годы наблюдается движение в сторону прямого регионального управления: приняты законы [1, 2, 3] о перераспределении градостроительных полномочий на региональный уровень. Сведений о заключении межмуниципальных соглашений или других проявлениях мужмуниципальной активности в части решения межмуниципальных вопросов агломерационной тематики нет.

[1] Закон Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 2564/720-VI-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области»;

[2] Закон Оренбургской области от 26 октября 2022 года N 518/210-VII-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области»;

[3] Закон Оренбургской области от 01 декабря 2022 года N 593/221-VII-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления сельских поселений Оренбургского района Оренбургской области, органами местного самоуправления муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и органом государственной власти Оренбургской области»
В Оренбургской области в большей степени ведется работа по формированию сельских агломераций, а не городских. По состоянию на 2021 год в перечень сельских агломераций были включены Абдулино, Кувандык, Медногорск, Соль-Илецк, Сорочинск и Ясный. Работа проводится для участия в госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий». Источник в СМИ

Слабая юридическая активность Оренбургской агломерации может быть вызвана отсутствием реальной потребности в юридическом оформлении управления агломерацией. Так, согласно исследованию, проведенному в Оренбургском государственном университете по методике Института географии РАН[1] (методика Г.Н. Лаппо и П.М. Поляна), агломерацию вокруг города Оренбурга можно отнести к развивающимся (что отражает минимальный уровень связей между населенными пунктами, меньше, чем у слабо развитых агломераций). Несколько более развитыми являются связи между городами Орско-Новотроицкой агломерации Оренбургской области.

[1] Аралбаева Ф.З., Ахметов Д.А., Ахмадулина А.Т. Делимитация границ городских агломераций Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. №4 (165). С. 45-51.
Устройство системы управления
На 2023 год специальные органы управления Оренбургской агломерации юридически не сформированы. Однако исходя из факта перераспределения градостроительных полномочий от ОМС города Оренбурга и Оренбургского района можно сделать вывод о движении в сторону «вертикальной модели» - прямого регионального управления вопросами агломерационного уровня. Однако перераспределение полномочий было произведено не от всех муниципальных образований в составе городской агломерации.

Вопросами реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» занимается Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.

Реализацией переданных муниципальных градостроительных полномочий занимается Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области.
Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Оренбургской городской агломерацией
Нормативно-правовые акты

Закон Оренбургской области от 24 декабря 2020 года № 2564/720-VI-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области» (перераспределены все ключевые полномочия в сфере градостроительной деятельности, полномочия переданы от ОМС города Оренбурга органам государственной власти Оренбургской области на срок до 2026 года).

Закон Оренбургской области от 26 октября 2022 года N 518/210-VII-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы и в области регулирования торговой деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области» (полномочия перераспределены на срок до 1 января 2028 года).

Закон Оренбургской области от 01 декабря 2022 года N 593/221-VII-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления сельских поселений Оренбургского района Оренбургской области, органами местного самоуправления муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и органом государственной власти Оренбургской области» (перераспределены все ключевые полномочия в сфере градостроительной деятельности, полномочия переданы от ОМС Оренбургского района органам государственной власти Оренбургской области на срок до 1 января 2028 года).
Документы стратегического планирования и государственные программы

Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 года: утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года № 551-пп (с изменениями на 8 октября 2018 года). Пункт 5. Приоритетное направление «Процветающие территории, пространственное развитие и комфортная городская среда» - пп. 5.1. Оренбургская и Орско-Новотроицкая агломерации».

Схема территориального планирования Оренбургской области: утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 7 июля 2011 года № 579-п.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры агломерации Оренбургского городского округа: приложение № 8 к государственной программе «Развитие транспортной системы Оренбургской области» на 2015-2020 годы: утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2014 года № 272-пп утратила силу. В новой версии этой государственной программы (утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года № 916-пп) специального раздела об Оренбургской агломерации уже нет.
Made on
Tilda