Пермская агломерация

Пермская агломерация – одна из самых политически и юридически активных в России. Здесь накоплен обширный управленческий опыт, который используют даже федеральные министерства


Пермская агломерация
Пермская агломерация – одна из самых политически и юридически активных в России. Здесь накоплен обширный управленческий опыт, который используют даже федеральные министерства

Лимбах Илья Владимирович, Ушакова Александра Павловна
08.06.2024
Юридически в состав Пермской агломерации входят два муниципальных образования: город Пермь и Пермский муниципальный район (согласно Соглашению 2016 года)

На следующем этапе развития предполагается включить городские округа Добрянка и Краснокамск, а также ЗАТО Звёздный (согласно Концепции социально-экономического развития Пермской городской агломерации)

Общая численность населения агломерации составляет 1 160 173 человек (на 2021 год, при первоначальном составе агломерации, включающем Пермь и Пермский муниципальный район)

На картах ниже представлен текущий и проектируемый состав Пермской агломерации. Источник изображений - презентация доклада генерального директора АСЭРА Ю.Г. Кузнецова
История развития системы управления
В 2010 году в мастер-плане Перми были обозначены примерные границы Пермской агломерации и были даны рекомендации по ее развитию. Однако начало становлению системы управления Пермской агломерации было положено в 2015 году, когда была создана рабочая группа по социально-экономическому развитию Пермской городской агломерации при губернаторе Пермского края.

Уже в 2016 году было подписано Соглашение о взаимодействии Правительства Пермского края с муниципальными образованиями в рамках создания и развития Пермской агломерации. А в 2017 году – принята Концепция социально-экономического развития Пермской городской агломерации.

Концепция принята в качестве «общего замысла» - в ней определены основные направления развития территории, цели и задачи, а также якорные инвестиционные проекты. Такая концепция очень близка к пониманию «мастер-плана агломерации», ставшего распространённым явлением уже позднее (например, сейчас разрабатываются мастер-планы Казанской и Улан-Удэнской агломераций).
В 2021 году стартовал проект «Компактный город». В настоящий момент этот проект рассматривается губернатором Д.Н. Махониным как главный проект Пермской агломерации. Наименование связано с тем, что город Пермь имеет большую протяженность вдоль реки Камы, что вызывает длительность трудовых поездок. Это один из немногих городов в России, которые изначально развивался как «созвездие городов», которые постепенно начали сливаться в одно целое. В проекте предполагается организация кольца (Пермское центральное кольцо), строительство «наземного метро», развитие пригородныех ж/д поездов).

В части проекта «компактный город» наблюдается определенная преемственность градостроительной политики Пермского края. Стратегическая цель развития Перми и ее агломерации как «компактного города» была поставлена еще в мастер-плане Перми 2010 года и поддерживалась в генеральном плане Перми 2010 года.
Пермская агломерация политически очень устойчива: вопрос развития агломерации активно поддерживался тремя губернаторами Пермского края и главой Перми. Это одно из важнейших условий успеха управления любой агломерацией.
Обращает на себя внимание, что Пермская агломерация политически очень устойчива: вопрос развития агломерации активно поддерживался тремя губернаторами Пермского края В.Ф. Басаргиным, М.Г. Решетниковым, Д.Н. Махониным, главой Перми Алексеем Дёмкиным. Это одно из важнейших условий успеха управления любой агломерацией.

Пермские политики проявляют высокую межрегиональную активность: например, в сентябре 2022 года Пермь принимала всероссийскую конференцию «Развитие городских агломераций как элемент государственной политики России», в которой принимали участие Члены Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления и представители федеральных структур.
Устройство системы управления
Модель системы управления Пермской агломерации – Координационная. Координация действий субъектов управления под руководством региональных властей сочетается с межмуниципальным сотрудничеством.
Перераспределение полномочий. Законом Пермского края от 07.12.2020 № 603-ПК практически все градостроительные полномочия городского округа «Город Пермь» были перераспределены на уровень региона. В отличие от города Перми, Пермский муниципальный район реализует данные полномочия самостоятельно.

В части перераспределения полномочий модель управления Пермской агломерацией демонстрирует элементы прямого регионального управления.

Органы управления

1. Рабочая группа по социально-экономическому развитию Пермской городской агломерации при губернаторе Пермского края. В ее состав входят руководители муниципальных образований агломерации, представители краевого правительства, отвечающие за создание и развитие социальной, коммунальной и транспортных инфраструктур, а также специалисты в области градостроительства.

2. Координационный совет по вопросам развития Пермской агломерации при Совете муниципальных образований. Координационный совет является совещательным органом, а также как юридическое лицо выступает заказчиком при реализации межмуниципальных проектов. Например, Координационный совет был заказчиком работ по разработке Концепции социально-экономического развития Пермской агломерации в 2016 году.

В Концепции развития Пермской агломерации предполагалось создание Координационного совета как ассоциации, однако в дальнейшем от этой идеи решили отказаться. В ЕГРЮЛ нет данных о создании такой ассоциации.
Формирование Координационного совета при Совете муниципальных образований необычно – насколько нам известно, это единственный случай среди агломераций городов-миллионников
Положительный опыт Пермской агломерации

Пермская агломерация интересна для юриста по целому ряду причин. Здесь имеется опыт успешного применения государственно-частного партнерства, работающие механизмы вовлечения бизнеса в развитие агломерации. Кроме того, именно в Перми был разработан первый в России мастер-план, что показывает активную градостроительную позицию региональных и местных властей.

Государственно-частное партнерство

Пермский край входит в число лидеров по развитию государственно-частного партнерства. Он занимает пятое место в России в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП (рейтинг подготовило Министерство экономического развития РФ в 2022 году).

Многие их проектов ГЧП используются для строительства или реконструкции объектов, важных для агломерации. Чаще всего это объекты в сфере ЖКХ, однако имеются проекты по строительству школ, спортивных и медицинских объектов. Описание многих актуальных проектов можно посмотреть в Сборнике наилучших практик ГЧП 2023 года (сборник можно скачать здесь).

Позитивен опыт Пермского края в части применения механизмов государственно-частного партнерства для решения болезненной для многих агломераций проблемы твердых бытовых отходов. Так, в деревне Сафроны (22 км от центра Перми) планируется строительство мусоросортировочного комплекса по концессионному соглашению. По информации газеты «Коммерсант» общая стоимость строительства комплекса составит 4,6 млрд руб. Экотехнопарк будет рассчитан на переработку ТКО в объеме 250 тыс. тонн в год, его должны ввести в строй в 2026 году.

Обратим внимание на условия этого соглашения. Концессионер будет обязан за счет собственных или привлеченных средств возвести и эксплуатировать коммунальный комплекс, право собственности на него будет принадлежать краевым властям. Правительство Прикамья передаст концессионеру участок в аренду для строительства в Софронах (городская свалка) площадью 8,9 га, автовесовую с навесом и дорогу на полигон, а также сам коммунальный комплекс для пользования. Срок концессионного соглашения с инвестором составит 20 лет.
Большая часть проектов в Пермском крае реализуется на основании концессионных соглашений (109 из 113 на 2023 год), предполагающих передачу построенного объекта в государственную собственность Пермского края. Соглашения о государственно-частном партнерстве используются редко (2 соглашения их 113 на 2023 год). В отличие от первого вида соглашений, такие соглашения предполагают, что создаваемый объект будет находится в частной собственности.

Следовательно, государственно-частное партнёрство в Пермском крае используется не только в качестве механизма экономического развития, но в качестве способа пополнения государственного имущества.


Какие организации ответственны за развитие ГЧП в Пермском крае?
  • Межведомственная комиссия по взаимодействию в сфере государственно-частного партнерства и реализации концессионных соглашений в Пермском крае
    На заседаниях комиссии (один раз в месяц) профильные региональные министерства докладывают о предлагаемых в их сферах деятельности проектах ГЧП. Комиссия может одобрить проект или рекомендовать заключить соглашение на иных условиях.
  • Совет по развитию государственно-частного партнерства в Пермском крае
    Вырабатывает политику Пермского края в сфере ГЧП и контролирует ход реализации проектов государственно-частного партнерства. При совете работает экспертная группа.
  • Агентство инвестиционного развития
    Огромную роль в поиске и привлечении инвесторов играет государственное бюджетное учреждение Пермского края «Агентство инвестиционного развития».

    Агентство оказывает услуги инвесторам в режиме «одного окна» на каждом этапе реализации инвестиционного проекта на безвозмездной основе:
    • Подбор инвестиционной площадки;
    • Подготовка дорожной карты по вовлечению инвестиционной площадки в оборот (алгоритм мероприятий, сроки и участники);
    • Консультирование и сопровождение в процессе градостроительной подготовки инвестиционной площадки и при выполнении присоединения к инженерной и транспортной инфраструктуре;
    • Подбор оптимальных для проекта мер поддержки.

Первый в России мастер-план

Пермь стала первым городом в России, разработавшим мастер – план. Это случилось в 2010 году. Документ разрабатывала группа из 7 проектных организаций под руководством голландской компании KCAP Architects&Planners. Текст и карты в составе мастер-плана можно посмотреть здесь.

По словам архитектора-урбаниста Надежды Нилиной мастер-план Перми «сразу прославился»: получил приз московской Биеннале архитектуры 2010 года и стал героем целого номера серьезного градостроительного издания «Проект Россия». «Я знаю, что студенты МАрхИ используют пермский мастер-план как учебник – например, видела, как они применяют один из его разделов, правила застройки кварталов, в своей работе» - рассказывает она в ходе беседы с Николаем Валерьевичем Кичигиным.

Положения мастер-плана были развиты и конкретизированы в Генеральном плане города Перми. Следует отметить, что разработкой генерального плана Перми занимался Институт экономики города, в том числе Э.К. Трутнев – один из основных разработчиков Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). Поэтому пермский генплан можно рассматривать и как пример подхода разработчиков ГрК к реализации его положений.

Вовлечение бизнеса

Интересен опыт вовлечения бизнеса в решение задач развития агломерации. Механизмом обеспечения такого вовлечения в Перми стало активное проведение специализированных мероприятий, заседания рабочих групп в сфере ГЧП и работа Агентства инвестиционного развития. Важнейшим индикатором успеха Пермской политики вовлечения бизнеса является реализация множества проектов государственно-частного партнерства.

Что означает «вовлечение бизнеса»?

Оно подразумевает, во-первых, активное обсуждение как общих направлений развития, так и конкретных проектов с участием представителей частных компаний. Этот этап обеспечивает информированностьбизнеса.

Во-вторых, оно означает активное участие бизнеса в реализации проектов (на условиях ГЧП, инструментов инфраструктурного меню и других). Здесь главное, что частные организации должны участвовать не только как подрядчики, но и обеспечивать организацию и софинансирование – одним словом, принимать участие в управлении проектом.

Наконец, в-третьих, вовлечение бизнеса подразумевает, что бизнес участвует в решении задач, поставленных властями, а не наоборот.
Совместные действия власти и бизнеса – ключевой фактор успеха реализации стратегии развития городской агломерации
В большинстве исследованных нами городских агломераций задачи взаимодействия власти и бизнеса рассматриваются слишком узко – только как инструмент кластерной политики. В действительности же реальное вовлечение бизнеса в решение инфраструктурных задач гораздо шире: оно важно не только для задач развития кластеров.

Совместные действия власти и бизнеса – ключевой фактор успеха реализации стратегии развития городской агломерации (во всех направлениях, а не только в экономическом!). Также без них невозможна реальная реализация генпланов и схем территориального планирования, а в конечном итоге – повышение качества городской среды.
Агломерационные проекты
Фасад строящейся Пермь-арены имитирует кедровую шишку. Фото archi.ru
  • Пермское наземное метро
    Первым этапом реализации проекта стал запуск с сентября 2020 года железнодорожного сообщения от ст. Пермь II до города-спутника Перми Краснокамска по ветке, которая не использовалась с советских времен. По маршруту курсируют «Ласточки», которые за год работы перевезли уже более 200 тыс. пассажиров. На сегодняшний день на маршруте из Краснокамска в Пермь действует 8 остановок, время в пути составляет 56 минут. Проект финансировался за счет концессионного соглашения (региональный бюджет и средства РЖД). Подробнее
  • Межмуниципальный водовод Пермь-Краснокамск
    Был введен в эксплуатацию в 2013 году, протяженность ветки – 14 км. Кроме того, была реконструирована насосная станция Чусовского водозабора, проведена замена 19 км. ветхих водопроводных труб в Краснокамске. Значительная часть средств была получена регионом по федеральному проекту «Чистая вода» в рамках национального проекта «Экология». Подробнее
  • Новый мост через реку Чусовая
    Мост был торжественно открыт 22 декабря 2022 года. Источник. Это часть восточного обхода Перми. Проект реализуется на основании концессионного соглашения, общая стоимость проекта (мост и дорога, вместе 9,17 км) составляет 17,7 млн. рублей, из которых частные средства – 3,1 млрд. рублей, региональные – 5,1 млрд. рублей и федеральные – 9,5 млрд. рублей. Источник
  • Шестиполосная выездная автомагистраль
    В 2021 году введена шестиполосная автомагистраль на улице Героев Хасана с реконструкцией и переустройством объектов канализации, тепловых сетей и газоснабжения. Это повысило транспортную доступность Перми для жителей села Фролы. Проект реализовывался в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», финансирование работ обеспечивается за счёт средств краевого дорожного фонда (75%) и бюджета города Перми (25%). Источник
  • Пермь-арена
    В 2022 году был утвержден архитектурный проект новой спортивной арены. Главная арена рассчитана на десять тысяч зрителей, тренировочная – еще на 500.  Проект планируется реализовать на основе концессии. Реализация проекта рассчитана на 2023-2026 годы. На капитальные расходы заложено почти 17 млрд рублей. Совокупные затраты на создание арены оценены в 27,2 млрд рублей. Источник
  • Строительство нового онкодиспансера в Перми
    Планируется, что он станет одним из самых современных в стране. В том числе в медучреждении будет обеспечен полный комплекс ядерной медицины – одного из наиболее перспективных направлений лечения онкологических заболеваний в мире. Источник. Новый онкодиспансер будет строится по концессионному соглашению, заключенному в 2022 году. Общий объем финансирования составил 17,7 млрд. рублей, из которых 12,8 млрд. рублей – частные средства и 4,9 млрд. рублей – региональный бюджет. Источник сведений о финансировании
Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Барнаульской городской агломерацией
Правовые акты

Соглашение о взаимодействии Правительства Пермского края с муниципальными образованиями в рамках создания и развития Пермской агломерации от 13.09.2016 (между правительством Пермского края, администрациями Перми и Пермского муниципального района).

Распоряжение губернатора Пермского края от 14.04.2015 № 90-р «О создании рабочей группы по социально-экономическому развитию Пермской городской агломерации при губернаторе Пермского края».

Закон Пермского края от 07.12.2020 № 603-ПК «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае».
Документы стратегического планирования

Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2026 года: утв. Постановлением Законодательного собрания Пермского края от 1 декабря 2011 года № 3046.

Схема территориального планирования Пермского края: утв. Постановлением правительства Пермского края от 27 октября 2009 года № 780-п.

Концепция социально-экономического развития Пермской городской агломерации на период 2017-2030 гг. с перспективой до 2037 г. Краткая презентация концепции
Made on
Tilda