Самарско-Тольяттинская агломерация

Крупнейшая в России двухъядерная агломерация обладает уникальным опытом внедрения механизма государственно-частного партнерства. Удачно и устройство системы управления в виде системы комиссий при Координационном совете


Самарско-Тольяттинская агломерация
Крупнейшая в России двухъядерная агломерация обладает уникальным опытом внедрения механизма государственно-частного партнерства. Удачно и устройство системы управления в виде системы комиссий при Координационном совете

Самарско-Тольяттинская городская агломерация считается третьей по численности населения городской агломерацией России. Кроме того, это самая крупная в России двухъядерная агломерация – она сформировалась вокруг городов Самара и Тольятти.

Лимбах Илья Владимирович, Ушакова Александра Павловна
09.06.2024
Юридически в состав агломерации входит 17 муниципальных образований (Согласно Соглашению от 14 февраля 2014 года):
  • 1 городской округ с внутригородским делением – Самара.
  • 7 городских округов: Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Октябрьск, Кинель.
  • 9 муниципальных районов: Безенчукский, Волжский, Кинельский, Красноармейский, Красноярский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский, Шигонский
Состав Самарско-Тольяттинской агломерации
Карта границ Самарско-Тольяттинской агломерации, предложенная в рамках Концепции развития Самарско-Тольяттинской агломерации
Следует обратить внимание, что Самара имеет статус городского округа с внутригородским делением. На 2023 год в России имеется всего три муниципальных образования с таким статусом – Самара, Челябинск и Махачкала

Численность населения Самарско-Тольяттинской агломерации на 1 января 2022 года составила 2 707 907 человек (исходя из юридического состава агломерации)
История развития системы управления
Начало юридическому процессу создания Самарско-Тольяттинской агломерации положила Концепция развития Самарско-Тольяттинской агломерации. Она была разработана в 2013 году. Для разработки Концепции на конкурсной основе было привлечено ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп».

Огромное значение для создания системы управления агломерацией имело участие в проекте Минрегиона по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций. В процессе подготовки к участию в этом проекте в 2014 году было подписано соглашение о создании Самарско-Тольяттинской агломерации и создан Координационный совет. Процесс завершился успешно: 20 июня 2014 года Минрегион включил Самарско-Тольяттинскую агломерацию в перечень пилотных проектов.

В 2015 году городской округ Самара преобразовали в городской округ с внутригородским делением. В его составе были выделены 9 внутригородских районов, обладающих статусом муниципального образования.

Созданная в 2014-2015 годы система управления Самарско-Тольяттинской агломерации функционирует до сих пор с некоторыми незначительными изменениями.
Положительный опыт САМАРСКО-тольяттинской агломерации
Самарско-Тольяттинская агломерация считается одной из наиболее успешно управляемых агломераций. Здесь сформирована развитая система органов управления, подготовлена качественная градостроительная документация, реализуются масштабные агломерационные проекты
  • Государственно-частное партнерство
    Интересен успешный опыт финансирования агломерационных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства. В 2020 году на VII инфраструктурном конгрессе «Российская неделя ГЧП-2020» Самарская область была признана лидером среди регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства. Источник

    Здесь реализуется самый крупный в России проект с использованием государственно-частного партнерства – строительство дороги «Обход Тольятти» в Самарской области с мостом через Волгу, которая является частью строящегося международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай». Грандиозный мост через Волгу длиной 3,7 км строится на условиях государственно-частного партнерства. Опыт использования подобного инструмента финансирования для столь крупных проектов уникален. Источник
  • Государственные программы
    Самарско-Тольяттинская агломерация очень успешна и в финансировании агломерационных проектов в рамках государственных программ. Так, в 2022 году Самарская область получила самое большое федеральное финансирование среди регионов России в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на внедрение интеллектуальной транспортной системы Самарско-Тольяттинской агломерации. Источник

    А в 2019 году Самарская область стала победителем Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» в номинации «Квалифицированный заказчик[2]». Источник
  • Инфраструктурные облигации
    Интересен и положительный опыт Самарско-Тольяттинской агломерации в части внедрения института инфраструктурных облигаций, запущенного в России с 2021 года. По словам руководителя направления «Инфраструктурные облигации» АО «Дом.РФ» Аллы Ивановой «Уникальность данного инструмента заключается в том, что, с одной стороны, это внебюджетное финансирование, поскольку привлекаются рыночные инвестиции путем размещения облигаций на рынке капитала, а с другой - является мерой господдержки, так как предусмотрена федеральная субсидия на выплату купонного дохода по облигациям». Самарский регион уже имеет опыт применения механизма инфраструктурных облигаций при реализации стратегически важного проекта «Обход Тольятти». Источник
Одной из ключевых причин успешности управления Самарско-Тольяттинской агломерацией является политическая стабильность: последовательная поддержка вопросов развития агломерации сначала губернатором Николаем Ивановичем Меркушкиным, а затем следующим губернатором Дмитрием Игоревичем Азаровым
Устройство системы управления
Модель управления в Самарско-Тольяттинской агломерации можно квалифицировать как Координационную (смешанную) – Координация действий муниципальных образований с активным участием региона в сочетании с самостоятельной реализацией муниципальными образованиями большинства полномочий
Передача полномочий. На уровень региона было передано ограниченное число полномочий: полномочия на выдачу разрешения на строительство в случаях, когда не требуется проведение экспертизы градостроительной документации, и ряд полномочий в сфере рекламы. Эти полномочия были переданы от всех муниципальных образований Самарской области, от города Самары – в меньшем объеме (Закон Самарской области от 29 декабря 2014 года № 134-ГД)


Органы управления

  • Координационный совет по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации при Правительстве Самарской области
    Создан на основании Распоряжения Правительства Самарской области от 15 января 2014 года № 7-р. Председателем Координационного совета является председатель Правительства Саратовской области. В состав входят представители региональных министерств, главы муниципальных образований в составе агломерации и генеральный директор АНО «Институт регионального развития».

    При Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации созданы межведомственные рабочие группы и консультационные советы:
    • Рабочая группа по реализации проекта развития Самарско-Тольяттинской агломерации при Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации (Положение о рабочей группе)
    • Рабочая группа по экологической политике на территории Самарско-Тольяттинской агломерации при Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации (Положение о рабочей группе)
    • Консультационный совет в сфере градостроительного планирования территории Самарско-Тольяттинской агломерации при Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации (Положение о Консультационном совете)
  • Межведомственная рабочая группа по реализации земельной политики на территории Самарско-Тольяттинской агломерации
    Руководителем рабочей группы является Министр имущественных отношений Самарской области. В состав входят главы муниципальных образований, руководители комитетов управления муниципальным имуществом, представители градостроительных органов управления. Скачать Распоряжение о рабочей группе
  • Рабочая группа по оптимизации занятости населения Самарско-Тольяттинской агломерации
    Руководителем является Министр труда, занятости и миграционной политики Самарской области. В составе группы находятся не только представители органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления, но и руководители отделов кадров ряда значимых предприятий (таких, как ТольяттиСинтез, Новокуйбышевская нефтехимическая компания, Куйбышев Азот и др.). Скачать Распоряжение о создании группы
  • Рабочая группа по выработке предложений по реновации промышленных площадок и выносу промышленных объектов из центральных частей городских округов, входящих в Самарско-Тольяттинскую агломерацию
    Руководителем является Министр промышленности и технологий Самарской области. Членами являются представители ряда региональных министерств, главы муниципальных образований, депутаты, председатели некоторых профсоюзов. Скачать Приказ о создании
  • Градостроительный совет при Губернаторе Самарской области
    Это один из первых органов управления агломерацией - он был создан в 2012 году, прерывал работу на 4 года в 2014-2018 годы. Главой Совтеа является Губернатор Самарской области. Помимо представителей региональных министерств в состав совета ходят представители технических университетов, архитектурных бюро и общественности. От муниципальных образований в состав совета вошли только представители Самары и Тольятти. Скачать Постановение о Градостроительном Совете
  • Автономная некоммерческая организация «Институт регионального развития»
    Организация создана в 2018 году. Она выполняет научно-аналитические функции: участвует в процессах стратегического и территориального планирования, вырабатывает предложения о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности, проводит анализ социально-экономической ситуации в регионе, изучает потенциал региона. Учредители: Минобрнауки Самарской области и Самарский государственный технический университет (по данным ЮГРЮЛ).
    Документ о создании и функциях организации
  • Рабочая группа по стимулированию применения и развития механизмов государственно-частного партнерства на территории Самарской области (2018-2023 годы)
    Создана на основании Распоряжения Губернатора Самарской области от 3 июля 2018 года N 304-р. Данное Распоряжение утратило силу в 2023 году. Руководил работой рабочей группы Министр экономического развития и инвестиций Самарской области. В состав входили представители множества компаний и проектных институтов, депутаты Самарской Губернской Думы
Такое устройство органов управления кажется сложным, особенно по сравнению с другими агломерациями. Однако в действительности это один из лучших вариантов устройства системы управления агломерацией
В структуре органов управления Самарско-Тольяттинской агломерацией чувствуется глубокое понимание комплексности управления городской агломерацией в сочетании с выделением именно тех направлений, которые действительно наиболее актуальны именно для уровня агломерации. По каждому из выделенных направлений был создан специализированный орган с привлечением широкого круга специалистов и заинтересованных организаций.

Агломерационные проекты
Климовский мост через Волгу в районе Тольятти считается одним из лучших проектов ГЧП в мире по результатам конкурса Building Back Better 2021. Источник инфо и фото проекта: oboz.info
  • Автомобильная дорога в обход Тольятти и Климовский мост
    Автодорога будет иметь техническую категорию «1Б», четыре полосы движения и включит в себя 39 искусственных сооружений – путепроводов и мостов. Большая часть трассы уже введена в эксплуатацию. Наиболее дорогой и технически сложной частью этой дороги является Климовский мост через Волгу.

    Техническая сложность грандиозного моста обусловлена не только его общей протяженностью (3,7 км), но и значительной глубиной Волги - до 40 м (!) с сильным течением. Всего предусмотрено строительство 26 опор (пяти береговых и 21 – русловой). Подробнее о технических новшествах, примененных при строительстве моста можно посмотреть здесь.

    Важной особенностью проекта является использование передовых подходов к его финансированию. Во-первых, проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства – по словам губернатора Самарской области Дмитрия Азарова это, самый крупный инфраструктурный проект ГЧП в России. Источник. Во-вторых, для его финансирования был также использован введенный в 2021 году институт инфраструктурных облигаций.
  • Железнодорожный экспресс Самара-Тольятти
    В настоящий момент ведутся проектно-изыскательские работы, проектируются транспортно-пересадочные узлы. Проект финансируется не только Самарской областью, но и ОАО «РЖД». Также для строительства скоростной железной дороги между Самарой и Тольятти планируется привлечь инфраструктурный кредит. Источник
  • Интеллектуальная система управления дорожным движением
    В 2022-2024 годах региональные власти планируют внедрить интеллектуальную транспортную систему управления дорожным движением в Самарско-Тольяттинской агломерации. Для этих целей получено федеральное финансирование в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Объем финансирования – один из самых крупных в России. Источник
  • Строительство железнодорожных путей для обеспечения деятельности особой экономической зоны «Тольятти»
    Правительство Самарской области реализует этот проект совместно с ОАО «РЖД» на условиях государственно-частного партнерства. Проект уникален – инфраструктура создается под конкретные инвестиционные проекты резидентов ОЭЗ «Тольятти». Источник
  • Проект «Оздоровление Волги»
    Основной задачей проекта в Самарской области является снижение к 2024 году в три раза объема отводимых в реку загрязненных сточных вод. До 2024 года планируется построить или реконструировать 28 объектов водоотведения в десяти городах и в четырех муниципальных районах. Из них 6 объектов уже ввели в эксплуатацию. Источник
  • Реновация Сызранского речного порта
    Из-за заиливания дна порт не мог принимать суда тоннажем больше трех-четырех тонн. Для решения проблемы сейчас ведутся дноуглубительные работы.  Длина углубляемого выходного канала составляет 4 км. Источник

Официальные документы
В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Самарско-Тольяттинской городской агломерацией
Правовые акты

Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации от 14 февраля 2014 года.

Закон Самарской области от 29 декабря 2014 года № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области».

Закон Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области».

Распоряжение Правительства Самарской области от 15 января 2014 года № 7-р «Об образовании Координационного совета по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации».

Постановление Губернатора Самарской области от 18 декабря 2012 года № 234 «О Градостроительном совете при Губернаторе Самарской области».

Распоряжение Правительства Самарской области от 31.10.2014 № 843-р «Об образовании при Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации рабочей группы по реализации проекта Самарско-Тольяттинской агломерации».

Распоряжение Правительства Самарской области от 02.12.2014 № 923-р «Об образовании консультационного совета в сфере градостроительного планирования территории Самарско-Тольяттинской агломерации при Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации».

Распоряжение Правительства Самарской области от 31.10.2014 № 842-з «Об образовании рабочей группы по оптимизации занятости населения Самарско-Тольяттинской агломерации».

Распоряжение Правительства Самарской области от 11.12.2014 № 955-р «Об образовании межведомственной рабочей группы по реализации земельной политики на территории Самарско-Тольяттинской агломерации».

Распоряжение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 24.09.2014 № 511 [Об образовании рабочей группы по экологической политике на территории Самарско-Тольяттинской агломерации].

Приказ Министерства промышленности и технологий Самарской области от 15 октября 2014 года № 168-п «Об образовании рабочей группы по выработке предложений по реновации промышленных площадок и выносу промышленных объектов из центральных частей городских округов, входящих в Самарско-Тольяттинскую агломерацию».

Постановление Правительства Самарской области от 15.11.2018 № 685 «Об участии Самарской области в создании автономной некоммерческой организации «Институт регионального развития».

Постановление Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Самарской области».
Документы стратегического, территориального и транспортного планирования

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: утв. Постановлением Правительства Самарской области от 12 июля 2017 года № 441. Важен раздел 4 «Совершенствование территориально-пространственного развития области», в котором предложены три этапа развития Самарско-Тольяттинской агломерации с постановкой целей и задач.

Стратегия развития Самарско-Тольяттинской агломерации (2013 год) – официального правового статуса не имеет, используется как научная разработка. Презентация стратегии

Схема территориального планирования Самарско-Тольяттинской агломерации: утв. Постановлением Правительства Самарской области от 26 июля 2016 года № 407.

Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения Самарско-Тольяттинской агломерации общественным транспортом: утв. Распоряжением Правительства Самарской области от 04.05.2023 № 226-р.
Made on
Tilda