Томская агломерация

Современное развитие Томской агломерации тесно связано с с кластером ядерных технологий


Томская агломерация
Современное развитие Томской агломерации тесно связано с с кластером ядерных технологий

Современное развитие Томской агломерации тесно связано с кластерами, особенно с кластером ядерных технологий «ИНО Томск». Ключевое значение здесь имеет взаимодействие Томска и ЗАТО Северск, а также сотрудничество с «Росатомом». Интересен опыт юридического оформления такого сотрудничества в контексте развития агломерации
Ушакова Александра Павловна
11.06.2024
Официальное юридическое наименование Томской агломерации – агломерация «Томск – Северск – Томский район». Именно такой состав участников агломерации был зафиксирован Соглашением 2013 года.

Ранее имелись проекты развития агломерации с более широким составом участников. Так, согласно Схеме территориального планирования Томской области 2011 года предполагался более обширный состав: городской округ Томск, ЗАТО Северск, Томский район, Асиновское и Новиковское городское поселение, Ягодное, Большедороховское, Шеграское, Побединское и Кожевниковское сельское поселение. Однако агломерация была юридически создана в меньших границах

Общая численность населения Томской агломерации составила 779 172 человека (на 2021 год при составе агломерации Томск, Северск и Томский район)
Схема агломерации Томск-Северск-Томский район
Схема агломерации Томск-Северск-Томский район. Источник: pandia.ru
История развития системы управления
I этап: обсуждение идеи, первичное юридическое оформление агломерации (2002-2011).

Впервые о необходимости превращения города Томска с его окружением (Северск и Томский район) в единую агломерацию с населением около 1 млн человек стали заявлять с 2002 года (сначала об этом выступил председатель Томской областной думы Б.А. Мальцев, а затем и губернатор области В.М. Кресс). В 2007 году вопрос о создании агломерации подняли снова: Б.А. Мальцев публично выступил с обоснованием целесообразности создания агломерации.

Политическим контекстом идеи создания агломерации было предотвращение угрозы слияния с Новосибирской областью. Реальной предпосылкой для создания агломерации было развитие кластеров: рядом с Томском расположено ЗАТО с атомной специализацией – ЗАТО «Северск», где имелась квалифицированная рабочая сила, но при этом было расформировано крупное предприятие. Для решения этой проблемы «Росатом» планировал создание нового крупного предприятия в Северске. Уже в 2005 году в этом районе была образована особая экономическая зона технико-внедренческого типа, которая получила активное развитие.

В декабре 2007 года была создана рабочая группа по формировании агломерации «Город Томск», ее первое заседание состоялось 17 марта 2008 года. По итогам заседания Дума города Томска обратилась к Губернатору Томской области с предложением о разработке Схемы территориального планирования агломерации «Город Томск» (1 апреля 2008 года). Однако в выделении средств из бюджета Томской области на эти цели было отказано.

29 июля 2009 г. исполняющий обязанности мэра Томска Николай Николайчук и глава Томского района Анатолий Каплунов подписали рамочное соглашение о межмуниципальном сотрудничестве.

Проект развития Томской агломерации был одним из первых подобных проектов в стране, опережая деятельность федеральных министерств в этой области.
II этап: развитие агломерации в сотрудничестве с «Росатомом» (2011-2023). В 2013 году произошло юридическое оформление системы управления агломерацией.

1) был создан Совет при Губернаторе Томской области по реализации соглашений между Администрацией Томской области и Госкорпорацией «Росатом» и развитию агломерации «Томск - Северск - Томский район».

2) было заключено межмуниципальное соглашение об осуществлении мероприятий комплексного плана подготовительных мероприятий по развитию агломерации «Томск – Северск – Томский район». (его подписали представители трех муниципальных образований – Томска, ЗАТО Северск и Томского района).

Проект развития Томской агломерации тесно связан с развитием кластеров, особенно кластера ядерных технологий «ИНО Томск». Поэтому утверждение Правительством РФ двух концепций развития данного кластера (2011 и 2015 годы) и заключение соглашений о сотрудничестве между Администрацией Томской области и Росатомом (2012, 2019 и 2023 годы) были ключевыми событиями для развития агломерации.

2017 год – принятие закона Томской области от 10 апреля 2017 года № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области». Томская область – один из 4 субъектов РФ, принявших собственный закон о развитии агломераций. Однако в данном случае закон имел в большей степени политическое, а не юридическое значение – к моменту его принятия система управления Томской агломерации уже была сформирована, а необходимая стратегическая и градостроительная документация уже принята.

В 2020 году был ликвидирован Совет при Губернаторе Томской области по реализации соглашений между Администрацией Томской области и Госкорпорацией «Росатом» и развитию агломерации «Томск - Северск - Томский район».

Дальнейшая судьба системы управления Томской агломерации неизвестна. Однако исходя из того, что сотрудничество с «Росатомом» и развитие кластера продолжились, можно предположить, что проект развития агломерации не был остановлен.
Устройство системы управления
Модель управления Томской агломерации можно охарактеризовать как Координационную – региональные органы координируют действия муниципалитетов – участников агломерации, которые самостоятельно реализуют свои полномочия. Присутствует межмуниципальное сотрудничество.
Перераспределение полномочий от муниципальных образований в пользу региона используется ограниченно: по относительно узкому вопросу и на короткий срок (в части проектирования автомобильных дорог общего пользования местного значения и только на три года[1]).

[1] Закон Томской области от 25.12.2019 № 149-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий по осуществлению дорожной деятельности в части проектирования автомобильных дорог общего пользования местного значения - объектов капитального строительства муниципальной собственности между органами местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» и органами государственной власти Томской области.

Органы управления (2013-2020 годы)

  • Совет по реализации соглашения между администрацией региона и госкорпорацией "Росатом" по развитию агломерации "Томск – Северск – Томский район" (2013-2020 годы)
    Совет имел необычный для органов подобного рода состав (скачать нормативный акт) - обычно состав уже. В него входили представители Администрации Томской области, депутаты Законодательной Думы Томской области, представители администраций муниципальных образований Томск, Северск и Томский район, представительных органов местного самоуправления (Думы города Томска, ЗАТО Северск и Томского района), крупных инвесторов (Госкорпорации «Росатом», АО «ТВЭЛ», АО «Сибирский химический комбинат»), ректоры ключевых университетов.

    Этот опыт интересен, во-первых, в части вовлечения представительных органов и широкого участия депутатов в реализации проекта, во-вторых, включением представителей инвесторов. Причиной, скорее всего, была направленность органа не только на решение вопросов развития агломераций, но и на развитие кластеров. Однако, по нашему мнению, такой опыт может быть использован другими регионами
  • Томский общественный фонд развития агломерации
    Кроме Совета в 2014-2020 годы функционировала Некоммерческая организация «Томский общественный фонд развития агломерации». Учредителем был Фонд государственного имущества Томской области. Эта организация выполняла функции заказчика проекта концепции развития агломерации, заключила договор с разработчиком – институт «Урбаника». На разработку проекта организация получила субсидии из бюджета Томской области, города Томска и ЗАТО Северск[1]. Это удачный опыт использования некоммерческой организации как инструмента совместного финансирования проекта.

    [1] Постановление Администрации Томской области от 02.10.2014 года № 373а, Постановление Администрации города Томска от 24.11.2014, Постановление Администрации ЗАТО Северск от 29.09.2014 № 2490.

Агломерационные проекты
  • Передовые производства в ИНО Томск
    Инновационный территориальный центр «ИНО Томск» стал основой для запуска в регионе целого ряда новых производств[1]. Источник
    1. НПФ «Микран» открыла новый завод радиоэлектронной аппаратуры на тысячу рабочих мест, который позволил компании занять четверть отечественного рынка радиоэлектроники и СВЧ-техники, нарастив экспортные поставки в 70 стран мира.
    2. «Сибкабель» запустил уникальное для России, полностью ориентированное на замещение импорта производство резиновых смесей с полумиллиардным объемом инвестиций.
    3. «СИБУР» инвестировал 2,5 миллиарда в строительство в Томске первого за Уралом завода по выпуску пищевой пленки и восемь миллиардов — в модернизацию «Томскнефтехима».
    4. «Росатом» продолжает стомиллиардный проект «Прорыв», строит опытно-демонстрационный энергокомплекс «БРЕСТ-300» с пристанционным ядерным топливным циклом.
Утвержденный проект реконструкции набережной реки Ушайки и обустройства прилагающего общественного пространства. Авторы проекта – коллектив «СПБ-Гранит» (Санкт-Петербург)
  • Проект «Томские набережные» - реконструкция набережной
    Проводится реконструкция набережной реки Ушайки, первый участок введен в эксплуатацию в 2019 году. Участок включает в себя прогулочную зону вдоль набережной с возможностью как спуститься к воде, так и посмотреть на вид, открывающийся сверху. Часть территории занимает сцена, около которой будут установлены светодиодные экраны. Источник. Кроме того, в рамках проекта «Томские набережные» Томский государственный университет построил новое студенческое общежитие на 1200 учащихся. Источник
  • Проект «Томские набережные» - новое студенческое общежитие
    В рамках проекта «Томские набережные» Томский государственный университет построил новое студенческое общежитие на 1200 учащихся[1]. Источник. Общежитие располагается за университетским стадионом. Это девятое общежитие университета, которое состоит из двух соединенных между собой башен в 12 и 15 этажей. Общежитие «было сдано вэксплуатацию с опережением на год. ТГУ эффективно использовал средства госсубсидии, которая была выделена на возведение нового общежития «Маяк». Это позволило университету вернуть 99,3 миллиона рублей в федеральный бюджет РФ. Общий объем средств субсидии на строительство составлял 1175,4 миллионов рублей[2]. Источник
  • Реконструкция взлетно-посадочной полосы Томского аэропорта
    Реконструкция взлетно-посадочной полосы Томского аэропорта завершена летом 2023 года. В рамках реконструкции заменили покрытие взлетно-посадочной полосы, построили аварийно-спасательную станцию, водосточную дренажную систему, ограждения и очистные сооружения, также установили технические средства охраны, проложили патрульную дорогу, заменили светосигнальное оборудование. Источник
  • Водозабор в Северске
    Завершается строительство четырёх новых скважин водоснабжения для водоснабжения города Северска. «Основные строительные работы на объекте уже завершены: выполнено бурение четырёх скважин с дебитом 60-70 кубических метров в час, построены павильоны, смонтировано необходимое технологическое оборудование. Строительная готовность объекта оценивается в 96,4 процента. На очереди заключительный этап проекта: пусконаладочные работы и благоустройство территории. До конца года объект будет введён в эксплуатацию». Источник
Официальные документы

В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления агломерацией "Томск-Северск-Томский район"

Правовые акты

Закон Томской области от 10 апреля 2017 года № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области».

Решение Думы города Томска от 25 декабря 2007 года № 723 «О рабочей группе по формированию агломерации «Город Томск».

Решение думы города Томска от 01.04.2008 № 837 об обращении к губернатору Томской области В.М. Крессу, Председателю Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцеву, депутатам Государственной Думы Томской области по вопросу формирования агломерации город Томск.

Распоряжение губернатора Томской области от 1 апреля 2013 года № 120-р «О создании Совета при Губернаторе Томской области по реализации соглашений между Администрацией Томской области и Госкорпорацией «Росатом» и развитию агломерации «Томск - Северск - Томский район» (утратило силу в 2020 году).

Концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1756-р (предполагалось развитие университетов, научных организаций и инновационной инфраструктуры) – была реализована в части научного потенциала. Утратила силу в связи с утверждением следующей концепции 2015 года, которая является ее обновлением.

Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск»: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 22-р (предполагалось развитие инновационных кластеров, взаимодействие с крупными компаниями и связь с развитием агломераций).

Соглашение о сотрудничестве между Госкорпорацией Росатом и Администрацией Томской области (2012 год). Это было первое соглашение из трех, утратило силу в связи с заключением следующего соглашения.

Соглашение о сотрудничестве между Госкорпорацией Росатом и Администрацией Томской области (2019 год). Это второе соглашение из трех, утратило силу в связи с заключением следующего соглашения. Информация о подписании

Соглашение о сотрудничестве Госкорпорации Росатом и Администрации Томской области (2023 год). Это действующее соглашение, заключено на пять лет. Информация о подписании

Закон Томской области от 25.12.2019 № 149-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий по осуществлению дорожной деятельности в части проектирования автомобильных дорог общего пользования местного значения - объектов капитального строительства муниципальной собственности между органами местного самоуправления муниципального образования «Город Томск» и органами государственной власти Томской области (полномочия перераспределялись на два года).
Документы стратегического планирования

Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденная постановлением Законодательной думы Томской области от 26 марта 2015 года № 2580 (есть направление «Эффективная территориальная политика»: обеспечение связанности территорий Томской области, проведение эффективной территориальной и агломерационной политики, обеспечение сбалансированного развития муниципальных образований»).

Концепция социально-экономического и территориально-пространственного развития агломерации «Томск – Северск – Томский район», 2015 год (разработана институтом территориального планирования «Урбаника». Сведения о том, как и кем она утверждалась отсутствуют, хотя в СМИ имеется информация о том, что документ применяется).

Схема территориального планирования Томской области: утв. Постановлением администрации Томской области от 8 июля 2011 года № 204а. Документ закреплял проектируемый состав Томской агломерации, в нем ставились связанные с ней задачи. Но итоговый состав агломерации оказался уже запланированного в Схеме. Ссылка на официальный сайт с полными материалами Схемы


Иная официальная информация

Презентация Концепции «ИНО Томск», 2015 год. Скачать

Официальная информация о Томской агломерации для Государственной Думы РФ, 2019 год. Скачать
Made on
Tilda