Тульско-Новомосковская агломерация

Двухъядерная агломерация, управляющаяся на основе передачи транспортных полномочий на уровень региона


Тульско-Новомосковская агломерация
Двухъядерная агломерация, управляющаяся на основе передачи транспортных полномочий на уровень региона
Тульско-Новомосковская агломерация в настоящее время управляется как «транспортная» - сфера управления агломерацией ограничивается транспортными вопросами. В рамках этих вопросов введено «прямое региональное управление». Это наиболее простой способ организации управления городской агломерацией.
Фролкина Елизавета Юрьевна, Ушакова Александра Павловна
11.06.2024
Юридически в состав Тульско-Новомосковской агломерации входят 6 муниципальных образований – городские округа Тула и Новомосковск, муниципальные районы Донской, Узловский, Киреевский и Щёкинский (Исходя из состава Координационного совета, утвержденного в 2014 году). Изначально в состав агломерации входил также Ленинский район, но в июле 2014 года он был объединен с городом Тула

Общая численность населения Тульско-Новомосковской агломерации составляет 1 001 676 человек (на 2021 год)

состав Тульско-Новомосковской агломерации
Схема расположения населенных пунктов Тульско-Новомосковской агломерации. Источник: презентация Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года.
История развития системы управления
Органы управления Тульско-Новомосковской агломерации юридически создавались в 2013-2014 году для участия в Приоритетных проектах Минрегиона.

В 2013 году был разработан проект стратегии социально-экономического развития Тульской области (сведений об утверждении этого документа нет). В 2014 году были разработаны концепция развития Тульской агломерации и схема территориального планирования агломерации (раздел в Схеме территориального планирования Тульской области). Также подписано Соглашение об организации и осуществлении межмуниципального инвестиционного проекта «Тульская агломерация».

В 2018 году агломерация лишилась специальных органов управления, однако ряд проектов «агломерационного уровня» реализуется и сейчас.

Предположительно создание органов управления Тульской агломерации было проектом губернатора Владимира Сергеевича Груздева. После его ухода в 2016 году новостей об агломерации практически нет (кроме участия в национальном проекте «Безопасные и качественные дороги», где участвуют все крупные агломерации). Однако при скудости информации в СМИ все же есть признаки, указывающие на то, что управление агломерацией довольно активно осуществляется: имеются областные законы о перераспределении полномочий, активно реализуются агломерационные проекты.
Устройство системы управления
Модель управления

I период (2013-2018 годы): Координационная модель – координация действий муниципальных образований под руководством органов исполнительной власти субъекта РФ. Межмуниципальное сотрудничество было оформлено, но сведений об инициативной активности муниципалитетов нет. Сферы управления агломерацией в этот период понимались достаточно широко: градостроительство, транспорт, развитие кластеров.

II период (после 2018 года) – вертикальная модель с элементами координационной. Те полномочия, которые связываются с управлением агломерацией (транспортные) были переданы от муниципалитетов региону. Однако имеется межмуниципальный орган, близкий по функциям к Координационному совету (Проектный офис по реализации приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги»).
В настоящее время Тульская агломерация управляется как «транспортная агломерация», то есть применяется максимально узкий подход к определению сфер управления городской агломерацией (схожий подход сейчас реализуется в Челябинской и Иркутской агломерации)
Имеются областные законы о перераспределении полномочий. С 2019 года на региональный уровень переданы полномочия органов местного самоуправления всех муниципальных образований по организации перевозок, а также полномочия ОМС города Тулы по предоставлению земельных участков из неразграниченной государственной собственности[1]. Остальные полномочия реализуются муниципалитетами самостоятельно.

[1] Закон Тульской области от 28 ноября 2019 года № 118-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области»

Закон Тульской области от 3 июня 2019 года N 43-ЗТО «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления в Тульской области и органами государственной власти Тульской области»

Органы управления

  • Межведомственная проектная группа по координации мероприятий по подготовке и реализации пилотного проекта Тульской области «Тульская агломерация (2013 год)
    Первым органом управления Тульско-Новомосковской агломерации была Межведомственная проектная группа по координации мероприятий по подготовке и реализации пилотного проекта Тульской области «Тульская агломерация». Распоряжение о создании. Она работала в 2013 году, в дальнейшем была заменена Координационным советом. Ее главной задачей была подготовка документов стратегического планирования, необходимых для вхождения в состав пилотных проектов Минрегиона. После выполнения этой задачи (в 2014 году Тульско-Новомосковская агломерация вошла в перечень пилотных проектов) проектная группа была заменена Координационным советом
  • Координационный совет Тульско-Новомосковской агломерации (2014-2018 годы)
    С 2014 по 2018 годы основным органом управления был Координационный совет при губернаторе Тульской области. Распоряжение о создании. Его руководителем был первый заместитель Губернатора. Координационный совет являлся совещательным органом. В состав Координационного совета входили представители Правительства Тульской области, региональных министерств, администраций муниципальных образований – участников агломерации, а также акционерного общества «Корпорация развития Тульской области». Такой состав Координационного совета довольно типичен для российских агломераций.
  • Проектный офис по реализации приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги» (2016 - по настоящее время)
    Реализацией национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на территории Тульской агломерации управляет Проектный офис по реализации приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги». Проектный офис был создан в 2016 году и работает в настоящее время. Распоряжение о создании. Состав проектного офиса межмуниципальный, как у типичного Координационного совета агломерации
  • Региональная Корпорация развития и поддержки Тульской области (2014-2018 годы)
    Крупными инвестиционными проектами на территории Тульской агломерации управляет ОАО «Региональная Корпорация развития и поддержки Тульской области» (Корпорация развития Тульской области). В 2014-2018 годы корпорация была оператором проекта «Тульская агломерация». 100% уставного капитала акционерного общества принадлежит Тульской области. Корпорация работает до сих пор (в области развития ТОР, моногородов и технопарков)
Агломерационные проекты
  • Объездная дорога города Новомосковска
    Ведутся работы по проектированию объездной дороги города Новомосковска -  разработана предпроектная документация и транспортная модель. Источник. Планируется, что протяженность дороги составит 12 км. У неё будет 2 полосы движения и 3 транспортные развязки. О строительстве обводной дороги вокруг Новомосковска стало известно еще в 2021 году. На работы из федерального бюджета планировалось выделить 13,8 миллионов рублей. Новая дорога позволит увеличить объемы производства и продукции, которую отгружают на предприятиях в Новомосковске. Объездной путь также разгрузит центральные улицы города от грузовых автомобилей.
  • Интеллектуальная транспортная система Тульско-Новомосковской агломерации
    На первом этапе в 2020 году установлены и интегрированы в систему 29 новых и 23 действующих умных светофора (37 – в Туле, 13 – в Новомосковске, 2 – на региональных дорогах). Благодаря специальным датчикам они самостоятельно выбирают подходящий режим работы в зависимости от загруженности улиц. Работа ведется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Источник
  • Индустриальный парк "Узловая"
    Идет строительство дополнительной очереди инфраструктуры государственного индустриального парка «Узловая». Эта Особая экономическая зона входит в ТОП 10 по инвестиционной привлекательности в России. Крупнейший резидент индустриального парка – компания «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», которая построила на его площадке автомобильный завод. С 2019 года на нем выпущено более 100 000 автомобилей. Источник. Помимо этого работают предприятия по производству насосно-компрессорных труб, металлической аэрозольной упаковки, металлических стеллажей и др.
  • Жилой район "Новая Тула"
    Ведется строительство масштабного жилого района «Новая Тула». В целях финансирования проекта регионом используется механизм инфраструктурных облигаций (по словам губернатора Тульской области А.Г. Дюмина регион возьмет займ в размере 3,7 миллиардов рублей. До 2026 года 2 миллиарда будет направлено на строительство инженерной инфраструктуры и дорог, 1,7 миллиарда— на строительство новой школы и детских садов»). В рамках строительства микрорайона планируется возвести 5- и 16-этажные дома, 2 школы, 4 детских сада, поликлинику, а также пожарное депо. Общая площадь застройки составит почти 100 гектаров. Планируется, что в новом комплексе будут жить 25 тысяч человек.
Официальные документы

В этом разделе можно скачать официальные документы, имеющие значение для управления Тульско-Новомосковской городской агломерацией

Правовые акты

Распоряжение Губернатора Тульской области от 23 сентября 2013 года № 394-рг «О создании межведомственной проектной группы по координации мероприятий по подготовке и реализации пилотного проекта Тульской области «Тульская агломерация» (ликвидирована на основании распоряжения Губернатора Тульской области от 6 августа 2014 года).

Распоряжение Правительства Тульской области от 15 июля 2014 года «О создании Координационного совета по реализации Пилотного проекта Тульской области «Тульская агломерация» - отменено в 2018 году (Постановление Правительства Тульской области от 26.07.2018 № 293).

Распоряжение Губернатора Тульской области от 3 ноября 2016 года № 612-рг «О создании проектного офиса по реализации приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации "Безопасные и качественные дороги» в Тульской области».

Соглашение об организации и осуществлении межмуниципального инвестиционного проекта «Тульская агломерация». Точная дата подписания неизвестна, предположительно 2013 или 2014 год. Информация о подписании

Закон Тульской области от 28 ноября 2019 года № 118-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области».

Закон Тульской области от 3 июня 2019 года N 43-ЗТО «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления в Тульской области и органами государственной власти Тульской области»
Документы стратегического и транспортного планирования

Проект стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года (2013 год). Стратегия предполагает радикальное изменение векторов развития Тульской области за счет формирования Тульской агломерации, бюджетного маневра и реализации активной кластерной политики. Однако нет сведений об утверждении этого проекта.

Схема территориального планирования Тульской области: утв. Постановлением Правительства Тульской области от 17 февраля 2023 года (раздел 1.2.2 Устойчивое развитие городских агломераций. Тула признается частью Московского мегалополиса, описан состав Тульско-Новомосковской агломерации. Множественные упоминания различных задач развития агломерации в тексте). Ссылка на официальный сайт с полными материалами Схемы

Схема территориального планирования Тульской области: утв. Постановлением Правительства Тульской области от 4 апреля 2012 года № 126 – утратила силу. Этим документом были утверждены границы Тульско-Новомосковской агломерации.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Тула, Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом в муниципальном образовании город Тула и Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования город Тула до 2035 года: утв. Постановлением Администрации города Тула от 15 марта 2019 года № 800. Многократно упоминается Тульско-Новомосковская агломерация, город Тула рассматривается как часть агломерации и это учитывается при проектировании.
Made on
Tilda